Ольга Водолеева
Игра для детей дошкольного возраста «Морская артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Как разнообразить артикуляционную гимнастику учителю-логопеду? Нужно исходить из того, что ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра и из интересов детей. Все дети любят море, лето, песок, игры с камешками.
Публикация «Игра для детей дошкольного возраста „Морская артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Игры для детей
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2022
Продлить у детей яркие впечатления о летнем отдыхе и решить специалисту поставленные коррекционно-образовательные задачи поможет такая игра. Она стала любимой у воспитанников 3-7 лет.
Для её изготовления вам понадобятся: акриловая краска и лак, ракушки, камни округлой формы, коробочка для хранения камней с гимнастикой, большой поднос с высокими бортиками (я его приобрела в магазине Fix Price, рис, плетеное лукошко для ракушек с цифрами.
КАК СДЕЛАТЬ ИГРУ!
1) Вначале я придала фон камням, окрасив их в желтый цвет. Можно оставить и естественный цвет или выкрасить в белый. После высыхания нарисовала картинки-символы основных артикуляционных упражнений: «Иголочка», «Лопаточка», «Лягушка», «Слон», «Рыбка», «Горка», «Сердитая кошка», «Качели», «Футбол», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибочек», «Дудочка». На одном из камней я нарисовала упражнение «Попугай» – это значит, что ребенок повторяет серию упражнений за учителем-логопедом или вторым участником игры. После высыхания я покрасила камни лаком. Это нужно сделать обязательно для продления срока службы и придания гладкости камням и усиления яркости и выразительности рисунков.
2) Нарисовала на ракушках и морских звездах цифры и тоже покрыла их лаком.
3) Разрисовала коробку для хранения камней с артикуляционной гимнастикой в морском стиле
4) Раскрасила рис. Для этого я развела в емкости акриловую краску в небольшом количестве холодной воды. Поместив рис в целлофановый пакет, я добавила к нему краску ее и тщательно перемешала. Затем высушила рис на подносе, покрытым целлофановым пакетом. Рис нужно распределить по подносу тонким слоем. Три части риса я окрасила в три цвета – белый, синий, голубой. На поднос уходит где-то 1,5 кг. риса.
КАК ИГРАТЬ!
Играть можно с одним ребенком или с подгруппой детей.
1. Ребенок выбирает на подносе ракушку, переворачивает её и называет цифру. Это обозначает количество раз выполнения упражнений или время удержания артикуляционной позы. Вы можете варьировать сами, учитывая индивидуальные особенности детей.
2. Устраивайте раскопки. Ребенок пальчиками, кисточкой ищет клад – камни. Можно и раздувать рис, но вы должны быть уверены в ребенке, что он не вдохнет его. Но лучше обезопасить и на край коктейльной трубочки приклеить сетку по типу марли, которую используют флористы для оформления букетов.
3. Найдя камень ребенок называет картинку и выполняет артикуляционное упражнение нужное количество раз. Например, если ребенку попалось упражнение качели и цифра три на ракушке (морской звезде). Вы можете попросить ребенка сделать упражнение «Качели» в три подхода, но по 6 раз. Если ребенку сложно, то можно выполнить упражнение всего три раза, но обязательно правильно.
ВАРИАНТЫ ИГР!
После того, как ребенок нашел все «сокровища» - позвольте ему спрятать руку в рисе и поиграйте в игру «Минёр». Аккуратно ищите пальчики ребенка перебирая песок. Если вы нашли палец, не задев его, то ребенок выполняет ваше задание. Например, говорит названия пальцев – большой, указательный, средний, безымянный, мизинец или повторяет слоги с автоматизируемым звуком: РА-РЫ-РА, СУ-СЫ-СА. А если вы случайно задели палец, то ребенок кричит заданное слово: БУМ, БАМС, ТЫ-ДЫЩ, УРА!
Также вы можете поиграть в игру «Вспомни и назови». Ребенок вспоминает и называет все артикуляционные упражнения, которые он выполнял.
И в игру «Чего не стало». Камни, выложенные на подносе, меняются местами или убирается один из камней. И ребенок угадывает и называет камня с какой картинкой не стало. Проговаривая полными предложениями, вы автоматизируете звук [Л] и закрепляете употребление предлогов и лексико-грамматических категорий. Например, «Не стаЛо Лошадки», «Они быЛа между качелями и сЛоном»
В конце занятия попросите ребенка спрятать все камни и устроить сюрприз для следующего ребенка.
Такую игровую артикуляционную гимнастику дети выполняют с удовольствием!
Желаю и вам творческих идей и их воплощения!