Виктория Константиновна Лаврентьева
Артикуляционная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня хочу поделиться с вами наработками по теме: артикуляционная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений.
Проведем мы такую работу в форме небольшой викторины. За каждый правильный ответ дается один балл.
1. Первый вопрос, с которым нам стоит разобраться – что же такое артикуляционная гимнастика?
Публикация «Артикуляционная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
2. Каких двух видов бывает артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов : пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).
3. Какие бывают артикуляционные упражнения (не названия и показ – с использование чего-то и без чего-то?
Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.
В последнее время практически у всех детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы.
4. К чему это приводит?
Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно четки и согласованы.
Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
5. В форме чего проводится работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата?
Артикуляционной гимнастики.
6. Какова цель артикуляционной гимнастики?
Выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков
7. Главная мышца органов речи?
Язык.
Допустим, чтобы произносить гласные звуки, нам нужно целых 8 позиций языка.
8. Сколько букв в русском алфавите?
33
9. А сколько звуков?
42
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :
– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
– улучшить подвижность артикуляционных органов;
– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
– научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
– увеличить амплитуду движений;
– уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений :
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.
2. Лучше выполнять гимнастику 3-4 раза в день по 3-5 минут.
3. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.
4. Надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
5. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ГИМНАСТИКИ :
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
А сейчас я предлагаю послушать сказку о веселом язычке.
Сказка о весёлом Язычке
Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)
А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу,
потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).
Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)
Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).
А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).
Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в лесу!
Совместно с артикуляционной гимнастикой я всегда использую пальчиковые игры, упражнения на дыхание и на развитие силы голоса. То есть всегда 4 компонента.