Лучший педагог года

Артикуляционная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений

Виктория Константиновна Лаврентьева
Артикуляционная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений

Сегодня хочу поделиться с вами наработками по теме: артикуляционная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений.

Проведем мы такую работу в форме небольшой викторины. За каждый правильный ответ дается один балл.

1. Первый вопрос, с которым нам стоит разобраться – что же такое артикуляционная гимнастика?

Публикация «Артикуляционная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

2. Каких двух видов бывает артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов : пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

3. Какие бывают артикуляционные упражнения (не названия и показ – с использование чего-то и без чего-то?

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

В последнее время практически у всех детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы.

4. К чему это приводит?

Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно четки и согласованы.

Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

5. В форме чего проводится работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата?

Артикуляционной гимнастики.

6. Какова цель артикуляционной гимнастики?

Выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков

7. Главная мышца органов речи?

Язык.

Допустим, чтобы произносить гласные звуки, нам нужно целых 8 позиций языка.

8. Сколько букв в русском алфавите?

33

9. А сколько звуков?

42

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

– увеличить амплитуду движений;

– уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.

Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений :

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.

2. Лучше выполнять гимнастику 3-4 раза в день по 3-5 минут.

3. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.

4. Надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

5. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ГИМНАСТИКИ :

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

А сейчас я предлагаю послушать сказку о веселом язычке.

Сказка о весёлом Язычке

Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)

А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)

Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу,

потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)

Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).

А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,

И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

Совместно с артикуляционной гимнастикой я всегда использую пальчиковые игры, упражнения на дыхание и на развитие силы голоса. То есть всегда 4 компонента.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольниковДидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольников Актуальность У детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи неравномерное распределение.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений
Опубликовано: 6 июня 2024 в 11:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Константиновна Лаврентьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июля. День скакалки. Передвижка «Летние игры на прогулке»

Летом идеальные условия, чтобы дети гуляли, резвились, набирались сил и здоровья, играя в полезные игры. Таких игр на свежем воздухе существует великое множество.

3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД