Людмила Шильцова
Артикуляционная гимнастика для звука [л]
▼ Скачать + Заказать документы
Блинчик
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,распластанным.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, пошлепывая язык губами, произносить звуки пя-пя-пя. (месим тесто) Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти. (жарим блинчик, Втягиваем распластанный язык за нижние зубы (убираем на тарелочку)Прикусываем язык (кушаем блинчик)
Публикация «Артикуляционная гимнастика для звука [л]» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
Указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое оп принимает при произнесении звука ш.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Индюк
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Приоткрыть рот, положить язык на
верхнюю губу и производить движения широким передним краем
языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык
от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Качели
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—б раз.
Указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Лошадка
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Молоток
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку
определить место языка при произнесении звука л.
Ребенок должен постукивать кончиком
языка за верхними зубами
Парус
Цель. Вырабатывать подъём языка
Указания. поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы,
удерживать в таком положении на счет от 1 до 5