Надежда Красулина
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые
игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Основные упражнения артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются
по 5-10 секунд. Лучше, чтобы ребёнок выполнял упражнения перед зеркалом, по показу и под контролем взрослого. Проводить их лучше в игровой форме.
Упражнения для губ
1. Улыбка
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка)
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик
Губы растянуты в улыбке, зубы сомкнуты и видны.
4. Окошечко
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Чередование положений губ
(Улыбка-Трубочка, Заборчик-Окошечко). Статические упражнения для языка
6. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
7. Иголочка
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
8. Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не
касаются зубов.
9. Горка (Киска сердится)
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята
вверх.
10. Парус
Рот открыт, язык поднят за верхние зубы.
11. Грибок
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка
(следить, чтобы губы не «помогали» языку)
12. Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык быстро сильно выдвигать вперед и убирать вглубь рта (как язык у змеи).
13. Часики (Маятник)
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно
тянуться под счет к уголкам рта.
14. Качели
Рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться к носу и к подбородку.
15. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
16. Футбол (Конфетка)
Рот закрыт. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.
17. Чистка зубов
Рот закрыт. Круговыми движениями языка обводить между губами и зубами, в одну, затем в другую сторону.
18. Лошадка
Цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
19. Гармошка
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.