Ольга Сесова
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в процессе изобразительной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в процессе изобразительной деятельности дошкольников.
В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают.
Публикация «Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в процессе изобразительной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
Основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои. Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт –терапии.
Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
На сегодняшний день это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи арт-терапии для дошкольников :
• Развивать речевую, познавательную и творческую активность.
• Развивать уверенности в себе.
• Стабилизировать эмоциональное состояние.
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии : изотерапия, ароматерапия, сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, музыкотерапия и т. д. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам «лечения» творчеством можно отнести:
Изотерапия – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать.
Остановимся на некоторых техниках и упражнениях изотерапии. Цель этих техник и упражнений : развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Упражнение «Набрызгивание».
Материал: расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски. Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра - для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке.
Упражнение «Моя планета».
Используйте инструкцию: «Закрой глаза и представь себе планету в космосе. Какая планета? Кто населяет эту планету? Легко ли до неё добраться? По каким законам на ней живут? Чем занимаются жители? Как твою планету зовут? Нарисуй эту планету» Дети выполняют рисунки, после чего проводится обсуждение работ. Рассказ ребенка «Моя планета называется Чудикус и на ней живут Чудики. Они очень веселые и шумные. Они громко кричат и сами устают от шума. Еще на моей планете все очень яркое и от этого Чудики тоже устают. Они вечером любят закрыть глаза и слушать, как мама читает им добрые сказки».
Техника «Раздувания краски».
Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветные пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его. Рассказ ребенка к рисунку «Я бегу по поляне с новым воздушным змеем. Паук сплел паутину, он охотится на бабочку, Но бабочка улетела. Очень жаркий день».
техника «Печать».
Используйте предметы с рельефной поверхностью, найденные в лесу (камешки, шишки, на природе (листья, цветы, травинки, найденные дома на кухне (дольки лимона, огурца, нижняя сторона шляпок грибов). Создавайте из отпечатков целостную композицию или образ.
Рассказ ребенка к рисунку. «Это петушок, курочка и цыплята. Видно только петушка, он самый главный в семье, остальные идут за ним, он их загораживает и следит, чтоб никто не потерялся».
Упражнение «Чего на свете не бывает».
Дети фантазируют и рисуют на бумаге, чего на свете не бывает. Затем проводится совместное обсуждение рисунков. Рассказ к рисунку «Зеленый Хряк любит греться на синем солнышке и есть зеленую морковку. Так не бывает в нашей стране, но если посмотреть в цветное стекло, то можно попасть в страну зеленого Хряка. Это моя тайная страна и я ее нашел с другом Владом. Про нее больше никто не знает».
Упражнение «Капля».
На лист бумаги наклеивается вырезанная из цветнойбумаги фигура, напоминающая по форме каплю. Детям предлагает дорисовать рисунок и придумать по нему историю, сказку. Рассказ ребенка к рисунку. «Этот лист никого не слушается. Его все ругают. Но ему все равно, он вырос большим и делает, что хочет».
Упражнение «Монотипия».
Что в переводе означает «один отпечаток». Ребенок должен создать рисунок (пятна, линии и т. д.) на поверхности, которая не будет впитывать краску, например, на пластике или линолеуме, при помощи чернил, туши, акварели и пр. Затем к поверхности прикладывается листок бумаги, как бы промокая. Получившееся на бумаге зеркальное отображение следует дать ребенку, чтобы он смог рассмотреть его, описать то, что получилось, дополнить или дорисовать образ. Рассказ к рисунку. «Мальчик гуляет с Султаном и Принцессой. Это его любимые собачки, особенно Принцесса, потому что она розовая. Это самый красивый цвет».
Упражнение «Коробка страхов».
Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенок отправляет свой страх в коробку, в которой страх будет жить со своими друзьями.
Упражнение «Пластилиновая живопись».
Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.
Упражнение «Изображение своего настроения».
Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.
Рассказ ребенка. «Я иду в садик, я поругалась с мамой, мне грустно. Это я нарисовала черным. В приемной я встретила Аленку, мы будем доигрывать в магазин, а это я нарисовала оранжевым. Я рада, что Аленка сегодня пришла».
Упражнение «Пальцевая живопись».
Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.
Упражнение «Музыкотерапия».
Один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Звуки флейты расслабляют детей, звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Упражнение Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета.
Рассказ ребенка «Музыка плывет, как волны, она нежная и красивая. В ней есть еще маленькие звоночки, колокольчики, они как рыбки плещутся и плывут в другую сторону, чем музыка-волны и от этого очень красива получается».
Еще один метод арт-терапии, который используется при работе с детьми это игротерапия.
Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Применение игротерапии в обучающих целях можно очень точно охарактеризовать одной фразой: «учимся играючи, играя – учимся». Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Во время рисования дети тоже часто играют. Рассказ ребенка. «Гусеница хочет съесть паучка, но я нарисовал прочную стену из супер паутины. И теперь гусеница не доберется до паучка».
Упражнение «Песочная терапия».
Одна из разновидностей игротерапии. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Создание картин с помощью песка. Продумав тему рисунка, (например – пейзаж, натюрморт, тонируем бумагу раствором из клея ПВА, посыпаем лист бумаги песком затем, сушим и раскрашиваем.
Упражнение «Куклотераия».
Она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов и т. д. После рисования «Город моей мечты» дети предложили поселить в нем жителей, нарисовали, вырезали и поселили в свой город.