Алина Долгушина
Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия» В. Белинский
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Данная задача продиктована основным направлением дошкольного образования : сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка.
Публикация «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Детская психика очень ранима и требует бережного к себе отношения,
ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на
своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в
детском саду, в общении и наедине с самими собой. Родители очень хотят им
помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам
малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь
арт-терапия.
Арт-терапия или «терапия творческим самовыражением» предоставляет
ребенку неограниченные возможности для познания и утверждения
собственного «Я», что помогает мобилизовать внутренние естественные
механизмы психики ребенка. Арт-терапевтическая практика всегда имеет
очищающий, освобождающий характер. Актуальность использования методов
арт-терапии в работе психолога с детьми таится в психике самого ребенка : его
непосредственности, пластичности, открытости к творческой игре, познанию
нового. Именно этот вид терапии эффективен при самых различных
эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей.
Также, включение в работу психолога арт-методов соответствует
новому федеральному государственному образовательному стандарту и
строится на принципах разностороннего развития детей с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Термин арт-терапия введен Адрианом Хиллом в 1938 году и означает
«Арт» – искусство, «Терапия» – лечение. Является современным методом
положительного психологического воздействия, с целью поддержания и
укрепления здоровья детей. Отечественные педагоги и психологи Л. С.
Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Э. И. Ильенков, М. С. Коган, Б.
М. Неменский указывали на необходимость создания специальных способов,
средств и условий, обеспечивающих развитие детей с проблемами в развитии,
основанные на искусстве. В своих работах они отмечали, что приобщение ребенка к искусству,
«погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека,
обогащает его, раскрывает творческий потенциал.
Также, искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в
своих работах известные психиатры А. Л. Гросман и В. Райков.
Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми.
Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает
о других. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В
художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства,
надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном
уровне, и человек узнает о себе много нового. Арт-терапия ненавязчиво
исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир
вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Арт-терапия является хорошим
способом социальной адаптации, так как она в основном использует средства
невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно
выразить свои мысли в словах. На сегодняшний день зарубежными и
отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования
методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Копытин А. И. ,
Киселева М. В., Мамайчук И. И., Сучкова Н. О., Свистунова Е. В. показали
возможность применения арт-методов для детей с более или менее
выраженными нарушениями развития. Наиболее распространена в
психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия, которая
применяется и при наличии психосоматических расстройств такими
специалистами как Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин и личностных нарушений в
работах А. И. Захарова, О. А. Карабановой. Использование методов арттерапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует
формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе. В
процессе работы создаются благоприятные условия для развития
произвольности и способности к само регуляции. Методы арт-терапии
направлены на развитие высших психических функций: внимания,
воображения, мышления, памяти, а также, социальных и вербальных навыков,
мелкой моторики. Таким образом, использование методов арт-терапии в
работе с детьми дошкольного возраста обеспечивает эффективное
эмоциональное реагирование, предлагает ребенку (даже в случае агрессивного
проявления) социально приемлемые, доступные формы, облегчает процесс
коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также даёт
возможность невербального контакта, способствует преодолению
коммуникативных барьеров и психологических защит.
Цель: гармонизация развития личности ребенка через развитие
способностей самовыражения и самопознания в искусстве.
Задачи:
• адаптация детей к условиям образовательного учреждения и
повышение уровня усвоения образовательной программы;
• возможность выхода агрессивности и других негативных чувств
социально приемлемым способом (работа над рисунками и коллажами
является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение);
• облегчение процесса коррекции (неосознаваемые внутренние
конфликты и переживания детям часто бывает легче выразить с помощью
зрительных образов, чем высказать их с помощью слов);
• получение материала для интерпретации и диагностических
заключений;
• развитие чувства внутреннего контроля;
• развитие произвольности психических процессов;
• развитие художественных способностей и повышение самооценки;
• развитие социально значимых чувств и способов общения (чувство
удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов
и их развития, взаимного принятия, сопереживание, эмпатия);
• развитие познавательных и созидательных навыков.
• развитие творческих и коммуникативных способностей
• стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»
• расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому
себе.
• развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
• сплочение детского коллектива.
• снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
Таким образом, практическая значимость использования арт-терапии в
коррекционно- развивающей работе состоит в простоте и эффективности
данного метода, основанного на творчестве и игре ребенка, что дает ему в
качестве средства возможность безболезненно для других и самого себя
выразить свои эмоции и чувства.
Психологические техники:
изотерапия (лечебное воздействие средствами искусства :
рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);
библиотерапия (лечебное воздействие чтением);
имаготерапия (лечебное воздействие через образ, театрализацию);
музыкотерапия (лечебное воздействие через восприятие музыки);
вокалотерапия (лечение пением);
кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная
ритмика – лечебное воздействие движениями и т. д.);
игротерапия;
маскотерапия;
песочная терапия;
сказкотерапия (лечебное воздействие чтением, театрализацией);
цветотерапия;
фототерапия. Рассмотрим более подробно. Музыкотерапия - это чрезвычайно
богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему
эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время
помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие
структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет
использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых
методологических системах. Музыка может сопровождать любой
психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство.
Библиотерапия (creative writing, основанное на литературе
самовыражение через творческое сочинение. При этом возможно совершенно
свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу, так и заданные темы.
В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена:
главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же
относится и автобиографический метод, и сочинение драматических
произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя
эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.
Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в
настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности
драматерапии - постоянная не востребованность в современном мире игрового
потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной
народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и
музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во
всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на
«отыгрывании» болезненных ситуаций и поиске оптимальных жизненных
«ролей». В психодраме буквально организуются импровизированные
спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской
игры.
Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) -
может использоваться в разных направлениях арт-педагогики : психодраме,
игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не
самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр.
Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных
пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с
чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии -
изготовление кукол (из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой
высвобождающий скрытую энергию заряд.
Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного
воздействия на организм человека таких природно-досуговых
многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры. Сочетание
эстетических (ландшафтный дизайн, природная среда, близкая к
естественной) и культурно-досуговых форм воздействия (программы на
открытых площадках, спортивные мероприятия и пр.).
Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения.
Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т. д.
Архетип сказки сам по себе является исцеляющим. В сказкотерапии ребенка
«вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит
средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни
и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах
и принципах социальных взаимоотношений. В сказках описываются
положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных
для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать
страх.
Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры
- как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием
личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии,
побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном
выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.
Изотерапия - психотерапевтическая работа с использованием методов
изобразительного искусства. Дети более склоны к играм, они намного
изобретательнее взрослых, так как смотрят на этот мир по-другому и видят то,
на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят
окружающую обстановку и также ярко реагируют на ее изменение. Их эмоции,
выраженные на занятиях изотерапии, максимально откровенные, что
позволяет педагогу оценить психическое состояние ребенка.
Танцетерапия - танцевальная терапия — это уникальный вид
психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве. В ее
основе лежит связь между психикой и телом. Танец - лучший способ
избавиться от напряжения – это выход физической энергии. Движения
собственного тела в такт музыке разряжают внутреннее состояние ребенка,
успокаивают и дарят приятные эмоции.
Формы проведения
Групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Показания для проведения детской арт-терапии :
• упрямство;
• агрессия;
• страхи, тики, заикание, навязчивости;
• частая смена настроения;
• задержки речевого и психического развития;
• кризисные ситуации;
• трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;
• возбудимости или апатичности;
• тяжелая форма адаптации;
• подготовка к детскому саду;
• потери родительского контроля над ребенком, непослушание;
• застенчивость, тревожность и неуверенность в себе;
• агрессивность;
• гиперактивность.
Условия организации деятельности.
Условие 1. Желание ребенка – основное условие занятия.
Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен
доверительный диалог с ребенком.
Условие 2. Техники и приемы должны подбираться по принципу
простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при
создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в
ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 3. Интересными и привлекательными должны быть и процесс
создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны
для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его
особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и
возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать
изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как
рисовать.
Условие 4. Изобразительные техники и способы должны быть
нетрадиционными. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют
деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет
значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при
его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы
защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения,
а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием
включаются в создание изображений необычным способом, например, с
помощью сухих листьев или ниток.
Условие 5. Поощрение и благодарность ребенку. Очень важно, чтобы
ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в
выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок,
рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром
становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике
бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Условие 6. Готовность педагога к диалогу.
Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на
общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и
предлагает ему варианты ответов.
Условие 7. Участие педагога в той работе, которую он предлагает.
Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в
конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях,
словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у
ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности,
которая ему предлагается.
Условие 8. Аккуратность и эстетика материала.
Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым
идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют
аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с
которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в
работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое
оборудование могут стать привлекающим моментом.
Условие 9. Монолог педагога с элементами гипнотического
повествования.
На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его
монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического
повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий
транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов,
метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности,
таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного
самораскрытия ребенка.
Условие 10. Получать удовольствие от самого процесса рисования,
когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!
Этапы арт-терапевтического процесса
I этап. Подготовительный.
Начальная диагностика, организационная деятельность.
II этап. Коррекционный.
Непосредственно арт-терапия.
III этап. Завершающий.
Конечная диагностика Основными результатами являются
психологические изменения у участников процесса (гармонизация
эмоциональной сферы, развитие здоровых установок и мотиваций, коррекция
поведенческих нарушений и т. д., делающие обучение и психосоциальное
функционирование более успешными. Оценка таких изменений производится
с использованием методов наблюдения и анализа, психологической
диагностики, а также с помощью мониторинга.
Воздействие арт-терапии на психику ребенка
Создает положительный эмоциональный настрой.
Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям,
которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с
самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально
приемлемой форме.
Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ
разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций позволяет
проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
Способствует творческому самовыражению, развитию воображения,
эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности,
художественных способностей в целом.
Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни.
Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления,
связанные с обучением.
Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы
само регуляции и исцеления.
Диагностика психического состояния ребенка
1. Сбор анамнестических данных.
2. Наблюдение в естественных условиях.
3. Тестирование по авторской методике «Тортик для Гномика».
4. Тест «Несуществующее животное».
5. Оценка творческих способностей по адаптированной методике
Торренса.
6. Оценка эмоционального благополучия в группе.
7. Мониторинг ВПФ.
8. Анкетирование педагогов и родителей.
Структура занятий
1. Приветствие
2. Гимнастика (пальчиковая, дыхательная, для глаз или ТО, самомассаж.
3. Эмоциональная гимнастика.
4. Основная часть.
5. Релаксация.
6. Прощание.
Заключение.
Арттерапия – это наиболее мягкий метод работы с нежной детской
душой, позволяет детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а
через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.
Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных
переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их
удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством
успешной социализации. Арт-терапия основана на спонтанном
самовыражении, ребенок может не говорить или не осознавать свои проблемы,
но при этом он может лепить, двигаться и выражать себя через движение всего
своего существа. Именно данный метод позволяет сделать этот процесс
радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Таким образом, арт-терапия - это один из самых интересных и
творческих методов психологической работы, использующий возможности
искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном,
интеллектуальном и личностном развитии детей.