Елена Галицкая
Арт-терапия как средство коррекции детских страхов
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия как средство коррекции детских страхов.
Детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления подчас возникают от вовремя не ушедших детских страхов.
Как же маленькому человеку перенести нагрузку бешено бегущего мира? Как не бояться, если с каждым днём прибавляются сотни причин для страха?
Публикация «Арт-терапия как средство коррекции детских страхов» размещена в разделах
Арттерапия — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии). В лечебной и психо-коррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии (Е. А. Медведева).
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.
Арт-терапия - средство работы со страхами детей и их коррекции.
Теоретические основы использования средств арт-терапии в работе с дошкольниками мы находим в работах Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т. А. Добровольской,О. А. Карабановой, Л. В. Кузнецовой, Е. А. Медведевой. Данными авторами было доказано, что использование средств искусства существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми. Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.
Ребенок, в ходе общения с искусством, становится по своему психологическому состоянию качественно другим — успокоенным, духовно обновленным. У него отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах.
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».
Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макро-социальной среде.
Рассмотрим далее основные вопросы арт-терапии в контексте организации и содержания коррекционно-развивающего обучения, а также их направлений на основании теоретических и методологических работ таких авторов, как Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. (12,стр204-208)
Арттерапия — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии). В лечебной и психо-коррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии (Е. А. Медведева).
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.
Направления арттерапии:
Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д;
Библиотерапия — лечебное воздействие чтением;
Имаготерапия — лечебное воздействие через образ, театрализацию;
Кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика) — лечебное воздействие движениями.
Вокалотерапия — лечение пением;
Музыкотерапия — лечебное воздействие через восприятие музыки.
Основные функции арт-терапии :
1. Катарсистическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирования адекватного межличностного поведения, самооценки.
В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом, как в артпедагогике.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми.
Это объясняется тем, что арт-терапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с ребенком, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств искусства.
Наиболее сенситивным для использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками является возраст 6-7 лет; такая работа может в отдельных случаях проводиться и с 5 лет.
Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (рисунки, лепка, которая применяется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: эмоциональная депривация; переживание чувства одиночества; повышенная тревожность; страхи; низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка; наличие конфликтных межличностных отношений.
Итак, работы таких авторов как Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская, КарабановаО. А, КопытинА. И, говорят об эффективности коррекции в развитии личности ребенка с проблемами в развитии, что позволяет предположить, что, средства арттерапии возможно использовать и в условиях ДОУ для коррекционной работы со страхами.
Арт-терапия применяется, как средство психической гармонизации и развития человека. Это метод терапии основанный на занятиях художественным (изобразительным) творчеством может помочь детям в коррекции их страхов.
В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям в коррекции детских страхов. Там где нет психологов, эту проблему берет на себя воспитатель.
Методы арт-терапевтического воздействия помогают обнаружить скрытые и подавляемые чувства, мысли и эмоции ребенка. Так же помогают ребенку концентрироваться на своих чувствах и ощущениях и повышать самооценку. Методы данной терапии воздействуют через детские виды творчества, через рисование, игру, пение, танец. Это те виды самовыражения, которые доступны и нравятся детям.
Арт-терапия является наиболее эффективным методом воздействия на профилактику травмирующих ситуаций, с помощью творчества. С точки зрения творчества, данная терапия, не несет в себе посыла в научении рисованию. Она ориентирована больше на процесс, чем на результат. Поэтому метод арт-терапии так эффективен в работе с детскими трудностями.
Возможности арт-терапевтического воздействия несут в себе больше аспектов игровой деятельности. И из-за близости к повседневной жизни ребенка этот метод является более перспективным и доступным в работе с детьми. Так, например, с детскими страхами, ребенку очень трудно раскрывать свой страх и говорить о нем, и творческий путь может помочь положить начало в разрешение детских проблем. Далее следует момент олицетворение своего страха, в виде рисунка или фигурки из пластилина, которые можно закрыть в коробочке или же «уничтожить», как бы избавиться от страха.
Арт-терапевтическая работа со страхами состоит из нескольких этапов.
Первый этап - подготовительный, он включает в себя установление контакта с ребёнком или группой детей, рассмотрение новой обстановки и обсуждение правил работы.
Второй этап - начало преодоления страха, он включает в себя выявление проблемы. С помощью рисунка, сказки, музыки и др. ребенок изображает свой страх и смотрит на него как бы со стороны. Ребенок начинает самостоятельно манипулировать страхом, а не бояться его. Этап длиться до тех пор, пока выявленная проблема не понята ребёнком и повёрнута в позитивную сторону.
Третий этап - преодоление страха и неуверенности в себе, он включает в себе смену отношения ребёнка к страху, с образа, побеждённого на образ победителя. Происходит смена поведения ребёнка, он становится более уверенным в себе, что может проявляться в его творчестве.
Четвёртый этап - закрепление, он включает в себя дальнейшее умение использовать допустимые методы в борьбе со страхами. Для ребёнка не составляет труда справиться с появление страха самостоятельно.
Изотерапия — это арт-терапевтический метод, при котором идет работа с рисунками, подделками, аппликациями. Она помогает справиться со скрытыми страхами, учит понимать и выражать свои настоящие эмоции.
С помощью рисунков дети выражают свои внутренние чувства, эмоции и проживания. Искусство рисунка является целью высвобождения, облегчения, выражения насущной проблемы ребенка.
Материалы необходимые для работы при изотерапии:
1) различные виды красок, мягкие карандаши, восковые мелки, пастель, кисти, бумага – для создания рисунков;
2) бумага (цветная и обычная, газета, обои, фольга, открытки, ножницы и клей - для создания аппликаций;
3) кора, листья и семена растении, цветы, перышки, ветки, мох, камешки – для создания гербария;
4) глина, пластилин, дерево, специальное тесто, стека, специальная дощечка – для создания подделок.
Изотерапия включает в себя следующие этапы работы.
1. Свободное время перед творческим процессом, настрой на предстоящую работу.
2. Творческая работа, создание предмета, образа.
3. Процедура рассматривания результата.
4. Описание мыслей, эмоций, появившееся на предыдущем этапе.
О. А. Карабанова выделяет пять типов изотерапевтического занятия.
Предметно-тематический тип - рисование на заданную тему или определенного предмета.
Образно-символический тип - рисование эмоций, чувств, настроения и др.
Упражнение на развитие образного восприятия и воображения - рисование заданных упражнений развивающих фантазию такие как «На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру».
Игры - упражнения с изобразительными материалами - исследование различных изобразительных материалов.
Задание на совместную деятельность - работа в парах, группах.
Арт-терапия используется для коррекции таких детских трудностей как : застенчивость, тревожность, страх, агрессия и др.