НАДЕЖДА ШУШАКОВА-ЧЕРНЫХ
Арт-терапия и её влияние на эмоциональное состояние дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) – это вид терапии, которая использует искусство как терапевтический фактор.
Это исцеление посредством любого художественного творчества.
Изначально под термином «арт-терапия» понимается использование искусств визуального ряда: все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия, ведомое рисование и др.); мозаика и коллажи; работа с гримом и боди-арт (как вид живописи «по телу» или «по лицу»); инсталляция; все виды лепки; художественное фотографирование и еще огромное количество видов художественного творчества.
Публикация «Арт-терапия и её влияние на эмоциональное состояние дошкольников» размещена в разделах
Сейчас к школам и направлениям арт-терапии присоединяют такие креативные терапии как музыкотерапия, танцевальная терапия, этнотерапия, драматерапия, библиотерапия, сказкотерапия.
Арт-терапия используется при работе с детьми, взрослыми, пациентами с пограничными расстройствами, психическими больными, в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, познания себя, творческого развития и реализации своих возможностей.
Кроме того, арт-терапия может быть дополнением к любым другим методам и направлениям психотерапии, традиционным и нетрадиционным системам исцеления и оздоровления, образования и воспитания, а может сама дополняться множеством самых разнообразных техник и приемов.
Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т. д. Есть преимущества, которые делают ее многофункциональной:
• Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
• Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
• В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это
делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.
Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.
Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ.
С малоактивными, пассивными детьми используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т. д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
Рисование.
Первый этап: свободная активность перед творческим
процессом – непосредственное переживание. Дети «пачкают» бумагу пробуя, смешивая материал.
Второй этап: процесс творческой работы – создание
феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением.
Третий этап: процесс рассматривания.
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей.
Особенности четвё ртого этапа таковы:
Психолог просит описать ребенка картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я».
Например: «Я-картинка, по всей моей поверхности расположены красные линии, а в середине находится голубой квадрат».
Выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их идентифицировал с чем- нибудь:
«Будь голубой дорогой и опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия и т. д.»
При необходимости ребенку задают вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?», «О чем думает эта река?», «Куда она идет?», «Что она собирается делать?».
Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса.
Если ребенок говорит «Я не знаю» не отступайте, переходите к другой части картинки, задайте другой вопрос, дайте свой ответ и спросите правильно это или нет.
Ребенку предлагается вести диалог между двумя соприкасающимися частями картинки, либо противоположными точками.
Арт-терапевт просит ребенка обратить внимание на цвета.
Подумай о цветах, которые ты собираешься использовать.
Что подразумеваешь под ярким цветом?
Что для тебя значат темные цвета?
Какие тона ты будешь использовать?
Вопросы строятся таким образом, чтобы ребенок осознавал, настолько, насколько это возможно, что именно он делал, даже если он не хочет говорить об этом.
Арт-терапевт работает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее части.
Можно спросить ребенка: «Ты когда-нибудь испытывал что-
нибудь похожее?», «Ты когда-нибудь делаешь это?».
Вопросы можно задавать в самой разнообразной форме, но
очень осторожно и мягко.
Дети не всегда представляют себе свою собственную жизнь,
свои чувства, переживания.
Иногда они сдерживают себя и очень боятся выражать свои
чувства.
Иногда они не готовы к этому.
Иногда, оказывается, они готовы излить чувства, возникшие
при рисовании, хотя не переносят содержание картин на себя, но рассказывают таким образом, что становится ясно, что они хотели бы сказать.
Они выражают то, в чем испытывают потребность, то, чего
они хотят, но в собственной манере.
На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются
реальные жизненные ситуации или рассказы, «вытекающие» из рисунка. Иногда достаточно задать вопрос «Это относится к твоей жизни?».
Необходимо обращать внимание на пустые места на
картинках.
Арт-терапевт останавливается на тех вещах, которые выходят
для ребенка на первый план. Необходимо проявлять больший интерес и настойчивость.
Рекомендуется сначала разговаривать о более легких вещах,
они становятся откровенней при разговоре о более сложных.
Но это не всегда, иногда бывает наоборот.
Необходимо проводить наблюдения за внешними
проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением его тела, выражением лица, жестами, дыханием и т. д.
Молчание может означать контроль, обдумывание,
припоминание, тревогу, страх, или осознание чего-либо.
Методика работы
Разнообразные материалы: бумага, обои, краски, карандаши,
кисти и др.
При работе с изобразительными материалами предлагайте
детям использовать в работе линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, тонкие и толстые фигуры.
Просите детей работать быстро.
Придумайте упражнения, в которых будут присутствовать
действия, противоположные привычным.
Можно использовать секундомер, песочные часы.
Тексты инструкций к упражнениям
«Сейчас ты будешь в течении минуты смотреть на этот
цветок. Я засеку время, и затем попрошу, когда закончится время сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него».
«Попробуй выразить свой мир в виде образов,
представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если он был таким, как тебе хочется».
«Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что
заставляет тебя быть сердитым».
«Изобрази место, которое делает тебя счастливым; как ты себя
чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать?»
Вернись назад к какому-то событию, когда ты чувствовал себя
веселым, бодрым, нарисуй то время».
«Нарисуй себя; как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел
выглядеть, когда станешь старше»
«Нарисуй то время, которое тебе приходит в голову,
семейную сценку, твой любимый обед, сон».
«Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое
место. Или место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, какую ты можешь себе представить».
«Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким
образом добиваешься того, чего хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».
«Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог бы это подарить?
Сегодня я расскажу вам еще об одном способе. Это рисование и разукрашивание мандал.
Мндала (циркулярное изображение) является мощным инстру-ментом диагностики и терапии в глубинной психологии. Образ мандалы ассоциируется с ощущением целостности, знаком изменения и трансформации. Создание мандалы стимулирует внутренние резервы организма, включает механизмы саморегуляции, помогает человеку установить связь с самим собой.
Мандала - это рисунок в круге (показ фотографий). Мандала пришла к нам с Востока. Если перевести это слово на русский язык, оно будет звучать как «Магический круг». Когда человек рисует мандалу, он успокаивается, его настроение улучшается.
Если разложить рисунки по кругу, то получится большая мандала.
Слово мандала в переводе означает означает “круг”, “диск”, поэтому раскрашивать мандалу нужно начинать с центра.
Такое раскрашивание — это своего рода ваш собственный «ритуальный танец» вокруг центра в исполнении карандаша. Раскрашивая мандалы, человек погружается в себя, уединяется в границах круга — это способ медитации.
Раскрашивать мандалы полезно и взрослым и детям.
Для взрослых это возможность снять стресс и эмоциональное напряжение. Дети, раскрашивая мандалы, развивают мелкую мышечную моторики, что благотворно сказывается на работе головного мозга и развивает речь.
В древней духовной традиции, которая называется буддизмом, мандала - это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром. Когда ты раскрашиваешь мандалу, ты становишься спокойнее. Если тебе грустно, или скучно, или кто-то тебя обидел, и ты хочешь отвлечься - выбери любой из этих рисунков, который тебе больше понравится, и раскрась. И ты почувствуешь, как на душе становится легче!
Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному!
Мандалы для профессионалов раскрашивания
Если вы здесь потому, что одолели раскрашивание мандал на предыдущих страницах - значит, вы ас раскрашивания! Только для профессионалов самые сложные и хитрые мандалы! Раскрасьте их и удивите всех!
Детские мандалы
Детские мандалы - это мандалы с детскими рисунками. Они довольно простые по сравнению с остальными. А, кроме того, они забавные!