Елена Карнеевич
Арт-терапия в работе педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ/
Проблема особенностей страхов в поведение детей старшего дошкольного возраста является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Методы арт-терапии, применяемые в области диагностики и коррекции страхов, тревожных состояний являются сегодня самыми успешными и эффективными.
На консультациях ко мне обращаются родители и педагоги с запросом помочь детям справиться с проявлениями разного рода страхов. Дефицит и формализация общения с родителями, ограничение и упрощение игровых форм, избыточность неадекватной возрастным особенностям детей информации - способствует возникновению и фиксации у детей различных негативных эмоциональных состояний. В том числе увеличивается число детей со страхами, беспокойством, неуверенностью, робостью, эмоциональной неустойчивостью.
Публикация «Арт-терапия в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
Во время запроса родители схематически обрисовывают ситуации, где их волнуют последствия испытываемого состояния, т. е. непонятное для них поведение и проявление эмоций. В течение беседы удаётся определить причины появления конкретных страхов и переживаний.
В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут становятся сигналами личностного неблагополучия.
Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. На мой взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт-терапии.
Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов.
Арт-терапия - метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются художественные приемы и творчество (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое). В группу различных видов терапии творчеством входят драма-терапия, терапия музыкой, танцем, движениями и так далее.
Термин «арт-терапия» впервые ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Первоначально же приемы арт-терапии опирались на идею З. Фрейда о том, что внутреннее Я человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно творит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах.
В моей работе делается акцент на игровой и изобразительной деятельности детей, так как в дошкольном возрасте «ведущим видом деятельности является игра» (А. В. Запорожец, 1985, а важнейшей продуктивной деятельностью - рисование. Игровая и арт-терапия рассматриваются мною как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия - такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который предполагает освоение последним элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха, беспокойство, тревоги.
Страх, как отмечает А. И. Захаров такое же неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но, при чрезмерной податливостью страхом, человек становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич». Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют внешний характер. [46, с. 67]
Страх - неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. В специальной психологической и психотерапевтической литературе существует большое количество определений страха, выделяются его психологические и физиологические признаки, при этом подчеркивается целесообразность страха [17], [52]. Одни авторы определяют страх как психическое состояние (О. М. Дьяченко, другие как аффективное (З. Фрейд) и эмоциональное состояние (И. Раншбург, А. Роббер, Э. Эриксон). Исследователи связывают страх с такими понятиями как чувство (В. М. Блейхер, И. В. Крук, А. Фром, эмоция (С. Ю. Головин, А. И. Захаров, К. Э. Изард, К. К. Платонов, А. В. Петровский, Ч. Райкрофт, М. Г. Ярошевский, ощущение (С. Степанов, рефлекс (И. П. Павлов) (см., напр., [18], [19], [20]).
По словам Фурманова И. А., страх условно делится на ситуативный и личностный [11,с. 21].
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки.
Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.
Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности.
Несмотря на то, что страх - это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека.
Страх проявляется в четырех планах: 1) соматические (физиологические) признаки, 2) субъективные (эмоциональные) проявления, 3) особенности когнитивного функционирования и 4) поведенческий репертуар действий. Поведенческие проявления страха выражаются, в основном, в трех формах: нападение, бегство, ступор.
Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их, особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его личности, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т. д.
Но если анализировать общие причины появления стойких страхов в детском возрасте, то выясняется, что все они сводятся к психической травме, которую пережил ребенок [9, с. 91].
Страхи появляются по разным причинам. Одни ситуации вызывают страх у детей раннего и младшего дошкольного возраста и безопасны для детей 6-7 летних детей. Другие - только у подростков или типичны для детей с хроническими заболеваниями органов дыхательной системы, а иногда они свойственны только городским детям и не встречаются у детей, живущих в сельской местности.
Для диагностики наличия страхов традиционно психологи используют: опросник «Страхи у детей», (вопросы, отражающие наиболее характерные страхи, методика «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой, с целью выявления видов и уровней страха (в красный дом - «нестрашные», в черный - «страшные страхи», проективный тест «Нарисуй свой страх» А. И. Захарова, проективный тест «Сказка» (Сказка «Страх») Луизы Дюсс.
По мнению А. И Захарова существует четыре типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх или предрасположенность к нему: подражание; травма (как ранее говорилось); система «наказание-вражда-вина»; постоянно возобновляющийся страх. [6,с. 56]
Иными словами, как пишет А. Фросим чрезмерные требования к детям, могут создать общую атмосферу страха в семье в двух случаях: когда ребенок опасается, что родители от него откажутся, и не будут любить; когда враждебная реакция нашего малыша по нашим требования заставляет его чувствовать себя менее достойным любви близких, и значит, ощущать ещё большую опасность. [13,с. 45]
Младшие дошкольники начинают страшиться ни мамы и папы, а какого-нибудь другого человека, своим поведением или обязанностями похожего на них (милиционер, воспитатель, а то и Баба-яга да Кощей Бессмертный).
Часто дети сами вызывают у себя эмоции страха. Это подтверждает существование у ребенка потребности в переживание страха.
Ведь страх выполняет функцию защиты и мобилизации сил организма ребенка перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен и не сможет адекватно ответить на опасность. А. И. Захаров отмечает, что страхи детей можно разделить на возрастные и невротические.
Среди разработанных методик коррекции детских страхов наибольшей популярностью и эффективностью пользуются рисуночные и игровые методы, разработанные Захаровым А. И., позволяющие предупредить развитие невротических отклонений в поведении детей.
Рогов Е. И. в пособии «Настольная книга практического психолога в образовании» предлагает следующие методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений:
1)Повышение общего уровня эмоционального переживания ребенка, т. е. научить ребенка испытывать положительные эмоции, что может быть достигнуто разнообразными игровыми методами.
2)Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре, что помогает отрегулировать остаточное напряжение от стрессового воздействия. Для игры рекомендуется подобрать игрушки, похожие на тот предмет, которого боится ребенок и поиграть в «страх», разыграть тот сюжет, в котором может «расправится» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения.
Методы коррекции страхов:
Манипулирование предметом страха - способность управлять пугающим предметом, держать его в руках поможет ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним.
Эмоциональное переключение, т. е. показать ребенку незначительность пугающего объекта, которое может быть подчеркнуто короткой фразой, выразительным жестом, как бы отбросить, проигнорировать его, при этом важна интонация, с которой произносятся слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием.
Подражание и заражение, когда ребенок, подражая взрослому не только в поведении, но и оценкам, заражается его состоянием. Поэтому из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди.
Эмоциональные качели. Принцип заключается в переходе одного состояния в другое - противоположное. Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности, где ребенок испытывает прочность своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием.
Эмоциональный конфликт. Поскольку страх - эмоциональное явление, то «вытормозить» его можно более сильной эмоцией. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, а происходить опосредовано, через создание ситуации, в которой возможно овладение страхом, или через формирование дополнительных эмоциональных отношений, которые устраняют страх.
Анатомирование страха - достаточно старый педагогический прием, это объяснение ребенку, что собой представляет пугающий его предмет, как он устроен, «откуда берется». Здесь коррекционная работа проводится не с самим страхом, а с личностным отношением ребенка, к причинам их породившим, в случае успеха, страх исчезает сам.
Привыкание или сенсибилизация - уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, которое происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту [10].
Л. Костина, анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, отмечает, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является игровая терапия
Л. М. Гусева в психокоррекционной работе с детьми предлагает использовать групповую терапию и следующие ее виды: танцевальная терапия, терапия искусством, двигательная терапия, телесная терапия, тренинг умений и навыков, игровая терапия. [3], сказкотерапия.
А. М. Поваляева, составитель сборника «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике», предлагает использовать в рамках игровой терапии куклотерапию. Цель куклотерапии - помочь детям ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье. Продуманный подбор соответствующих игрушек способствует выражению чувств: 1) игрушки из реальной жизни (кукольное семейство, кукольный домик, машины, лодки и т. п., 2) игрушки, помогающие снять агрессию (солдатики, ружья, игрушки, изображающие диких животных и др., 3) игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок и вода). Иногда кукла может вызывать у ребенка сильные эмоции, эмоциональную привязанность, можно этой кукле роль защитника (пока кукла здесь, тебя никто не обидит) [8].
Благодаря дальнейшим исследованиям возникло направление недирективной игровой психотерапии. Оно было основано на гуманистической психологии К. Роджерса. Метод недирективной игровой терапии, разработанный В. Экслайн и Г. Л. Лэндретом, представляет собой спонтанную игру в игровой комнате при создании безопасных психотерапевтических условий. Директивная игровая терапия как направление представлена Д. Леви. Метод «освобождающей терапии» заключается в составлении сюжета, касающегося главной проблемы ребенка.
А. И. Захаров разработал методику игровой психотерапии, в том числе эффективную при работе с детскими страхами, включающую следующую последовательность приема ребенка: 1) беседа; 2) спонтанная игра; 3) направленная игра; 4) внушение [5].
Сюжетно-ролевая игра имеет несколько функций: диагностическую, психотерапевтическую, развивающую.
Еще один метод работы с детскими страхами - куклотерапия. Он основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой. Это частный метод арт-терапии.
Куклотерапия популярна как в зарубежной (Ф. Зимбардо, 1991, так и в отечественной практике коррекционной работы (И. Г. Выгодская, 1984; А. И. Захаров, 1986; А. С. Спиваковская, 1988).
А. А. Осипова выделяет в процессе куклотерапии два этапа:
1)изготовление кукол;
2)использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.
В куклотерапии используются следующие варианты кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы [21].
Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.
Ведущую роль в развитии ребенка играет семья. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия, в общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», которая предполагает развитие ребенка в совместной деятельности, благодаря семье формируются индивидуальные особенности ребенка, образ Я. Работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и психологическое консультирование по проблемам эмоционального неблагополучия детей. Использование игровых и арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста адекватно возрастным особенностям детей, характеру их ведущей деятельности. Игровая и арт-терапия - практики, обеспечивающие коррекцию внушенных страхов у дошкольников.
Список использованных источников:
1. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. - М. : АСТ, Вече, 2001. - 560 с.
2. Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей. - М., 1996. С. 65.
3. Бреусова Т. М. Ленинградский педагогический колледж,1997г.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. - М., 1989. С,40.
5. Валитова И. Е. Опыт обучения студентов - будущих психологов - сказкотерапии // Психология в вузе. - 2006. - №2. - с. 30-43.
6. Выготский Л. С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
7. Вердербер Р. Психология эмоций. - СПб., 2003. С,28.
8. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996. - 247 с.
9. Введение в психологию. / Под. ред. А. В. Петровского. - М. : Академия, 1998. - 576 с.
10. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 624 с.
11. Гонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Л. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста - М. : Просвещение, 1987. - 187 с.
12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. - М. : «Русский язык», 1982.
13. Дубровина И. В. Данилова Е. Е. Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений. Под. ред. Дубровиной И. В. - М. : Издательский центр «Академия», 1999.
14. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И. В. - М. : «Академия», 1998.
15. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности : Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С. 20-27.
16. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психология ребёнка». - СПБ: 2000. - 448 с.
17. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М. : Педагогика, 1986. - 112 с.
18. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М. : Просвещение, 1993. - 115с.
19. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. СПб 2007.- С. 56.
20. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии СПб. :» Златоуст», 1998.
21. Изард К. Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2000. - 464 с.
22. Изгард К. Эмоции человека. - М. : Просвещение, 1980. - 320 с.
23. Капская А. Ю., Мирончик Т. Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей. СПб 2006.
24. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. - 1999. - № 9. - С. 22 - 24.
25. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М., 1991. - 134 с.
26. Краткий психологический словарь. / Сост. Л. А. Карненко. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.
27. Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе М. :»ЦГЛ», 2006.
28. Короткова Л. Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. - М. : ЦГЛ, 2005. - 128с.
29. Научно-познавательная статья. Сказкотерапия. И. Вачков.
30. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М., 2002.
31. Практика сказкотерапии. Сакович Н. А. СПб 2006
32. Петрунюк В. П., Таран Л. Н. Нервные дети и их воспитание. - М. : «Знание», 1971.
33. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. / Сост. В. В. Мираненко. - М. : Просвещение, 1990. - 399 с.
34. Психологический словарь. / Под. ред. Ю. Л. Неймера. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 604 с.
35. Рогов Е. И. Настольная книга психолога. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - 384 с.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии-СПБ: Питер, 2003. -713 с.
37. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ СПб. : Речь, 2005.
38. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 430 с.
39. Смирнова О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1999. - №2. - с. 29 - 48.
40. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб. : Речь, 2005.
41. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М. : Академия, 1997. - 332с.
42. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. - 296 с.
43. Фурманов И. А. «Психология депривированного ребенка» : пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 319с.
44. Шишова Т. Страхи - это серьезно. - М., 1997.
45. Шипицына Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: Для детей от 3 до 6 лет. Изд. 2-е, доп., перераб. Детство-пресс. 2004 г.
46. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. - М. : Просвещение, 1987. - 264 с.
47. Эмоции, страх, стресс. //Вопросы психологии. - 1989. - №4. - С. 12 - 16.
48. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. - Мн. : Элайда, 2000. - 704 с.