Марина Апаназова
Арт-техники в работе практического психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-технология всегда привлекала к себе внимание, как в культурной жизни общества, так и в психологии или педагогике. В последние годы российские практические психологи, проявляют большой интерес к такому направлению в сопровождающей практике, а также в коррекционно- развивающей работе с детьми в образовательных организациях различного типа.
Основная цель арт-технологии – гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление способности человека находить оптимальное, способствующее активному продолжению жизни состояние равновесия.
Публикация «Арт-техники в работе практического психолога» размещена в разделах
Истоки арт-технологии, как практической психологической работы лежат в изучении и активном использовании психотерапевтического эффекта различных видов художественного творчества, таких как: изобразительное творчество по Юнгу, музыкотерапия у Маккиннон, драмотерапия у Морено, экспрессивная терапия Роджерса. В нашей стране также уже накоплен большой теоретический и практический опыт в области использования различных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях – это Бурковский, Копытин, Лебедева и др.
Изобразительное творчество – это одно из важнейших средств в работе практического психолога людьми любого возраста, начиная с младенчества. Изобразительное творчество начинается с момента, как берется в руки инструмент и это уже есть творческий акт, потому что от этого тоже будет зависеть результат, характер и содержание рисунка. Возможно бессознательно, интуитивно, но все-таки…
В процессе «чирканья», «кляксографии», «нейролиний»» происходит самопроизвольное выражение своих внутренних переживаний на бумаге, и нет беспокойства о художественных достоинствах рисунка.
Другими словами, рисование позволяет ощутить, понять самих себя, помогает выразить свои эмоции, чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию, освободиться от сильных переживаний и конфликтов. Особое место в развитии изобразительных умений занимает место КРУГ. Это арт-технологии по созданию циркулярных композиций. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для роста личности.
Так, Б. Г. Ананьев определяет развитие ребенка как индивидуальности, а индивидуальность представляет, как замкнутый контур «Я», в центре которого внутренний мир с его направленностью и мировоззрением. Согласно Б. Г. Ананьеву, Контур «Я» и его «Центр» находятся в постоянном взаимодействии, как механизм, регулирующий все свойства личности, и психологический барьер к различным формам воздействия окружающей среды.
Символический образ круга - в психологической литературе, чаще всего используют для ассоциации с внутренним миром личности.
Используя, направленное рисование, создание «круга - Я» помогает стимулировать основные внутренние источники личности, включая механизмы саморегуляции. В этом случае позитивный результат достигается за счет гармонизирующего воздействия самой процедуры рисования на личность ребенка.
Обязательный прием в практике психолога - «обсуждение различных чувств» - это психологический преобразователь, помогающий ребенку установить связь с самим собой, прийти к лучшему осознанию переживаемого им состояния, а также тех или иных препятствий, стоящих на пути его личностного роста.
Например.
1. Занятие «Чистый свет».
Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.
Ребёнку рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу рассматривания чистого листа, нарисованной там окружности, творческой активности внутри замкнутой линии и превращения этого пространства в индивидуальный продукт, свой личный проект сиюминутного бытия. Обязательным следующим этапом становится объективизация круга с реальными событиями. И вербальное обобщение – название, номинация рисунка.
Цель: снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.
2. Занятие «Свободный рисунок в круге»
Ребенок раскрашивает готовые круги в соответствии со стадиями развития по методике А. И. Копытина и Э. Осипчук, А. Цайри. Обсуждение по той же схеме: чувства, объективизация, номинация.
3. Занятие «Куски пирога»
Цель: развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.
По количеству участников раздаются сектора круга. Из разрисованных секторов, выкладывается круг и демонстрируется группе. Или участники совместно, или по очереди раскрашивают сектора круга. Обсуждение по той же схеме: чувства, объективизация, номинация.
4. Занятие «Цветочная поляна»
Цель: гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.
Готовый круг - волшебная поляна, на которой растет семья цветов.
Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие, «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Обсуждение по той же схеме: чувства, объективизация, номинация.
Таким образом происходит развитие произвольности поведения, воспитание аккуратности, активизация бессознательного, работа с ассоциациями ребёнка, где можно определить конкретную проблему (диагностический аспект).
Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные – мыслительные.
Что позволяет:
- определить уровень психологического здоровья дошкольников;
- способствовать развитию позитивной «Я-концепции»;
- содействовать позитивному мировосприятию;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние;
- разнообразить опыт «проживания» положительных эмоций;
- формировать компетенции в сфере самосовершенствования: саморегулирования и саморазвития, личностной и предметной рефлексии.
Не надо забывать, что деятельность для ребенка становится ведущей и преобразующей, только если она созидающая, творческая и реализуется в тесном сотрудничестве со взрослыми.