Казанина Ольга
Аппликация как способ развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация как способ развития сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
МБДОУ «Подгорнский детский сад «Березка»
Воспитатель Казанина О. Ю.
Аппликация (от лат. applicatio – накладывать, прикладывать) – вид художественной деятельности, который очень привлекает детей старше 3 лет. Аппликация не только увлекательное занятие для детей, но и крайне полезное для общего развития. Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста является развитие его руки, ручных умений, или, по другому, развитие мелкой моторики рук. В. А. Сухомлинский считал, что в кончиках детских пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, что ребенок тем умнее, чем больше мастерства в детской руке [1]. По координации детской руки специалисты (клинические психологи, логопеды и др.) делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, а главное – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться в раннем дошкольном возрасте в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления [2]. Мыслительная деятельность у ребенка начинается с моторики рук. Например, в младенчестве этому способствуют игры с погремушкой, ложкой, игрушками. Формируя культурно-гигиенические навыки, у малышей совершенствуется ручная моторика, развиваются ощущения, которые составляют основу сенсорного развития.
Темочки:
- Аппликации. Методические материалы
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Аппликация. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
С возрастом действия ребенка меняются, появляются возможности использовать для сенсомоторного развития другие виды деятельности. В частности, этому может служить изобразительная деятельность – лепка, рисование, аппликация. Педагогическая ценность аппликации заключается в том, что в процессе аппликационной деятельности мышцы руки выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). При выполнении аппликационных работ активны такие анализаторы, как зрительный, тактильный, кинестетический. Ребенок трогает инструменты, материал, какой-либо предмет. Мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Взрослому остается только назвать предметы и их свойства, действия словом. В аппликации ребенок запоминает форму, цвет, величину, части, их расположение в пространстве. Даже такой сенсорный эталон, как время, может быть закреплен в аппликации : ребенок узнает, какое действие нужно сделать вначале, какое последним. Ощупывание, поглаживание дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала, например, на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная. Все эти приемы напрямую нашли свое отражение в аппликации. Ребенок может все потрогать, осознать, выразить свое представление о предметах, явлениях, а в более старшем возрасте – описать эти представления словами. Например, при выполнении аппликации методом кручения у ребенка подключаются системы ориентирования: знакомство с бумагой (гладкая – шершавая, с ее характеристиками. При использовании альбомного листа, картона, салфетки и др. практические действия активизируют мышление и память. Ребенок учится выполнять действия в определенной последовательности, используя свойства материалов и инструментов, следовать инструкциям педагога. Процесс аппликации способствует развитию самостоятельности, аккуратности, усидчивости; формирует представления ребенка об окружающем мире, уточняет и обогащает знания о нем. А главное – доставляет ребенку удовольствие, понимание того, что он может что-то создавать своими руками. Следовательно, занятия аппликацией активизируют процессы познания ребенком предметного и природного мира, дают целостное представление об объектах и явлениях, учат позитивному отношению к деятельности с бумагой, клеем, природным материалом. Практика работы с детьми показывает, что чем больше ребенок занимается аппликацией, либо другим видом продуктивной деятельности, способствующей развитию моторики рук, тем лучше он будет подготовлен к дальнейшему обучению в школе и развитию своих творческих способностей в целом.
Литература: 1. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеева [и др. ]; под ред. Н. А. Ветлугиной. – Москва : Просвещение, 1989. – С. 41. 2. Жукова, О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. – С. 14