Приложение МААМ

Аппликация как способ развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Казанина Ольга
Аппликация как способ развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аппликация как способ развития сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

МБДОУ «Подгорнский детский сад «Березка»

Воспитатель Казанина О. Ю.

Аппликация (от лат. applicatio – накладывать, прикладывать) – вид художественной деятельности, который очень привлекает детей старше 3 лет. Аппликация не только увлекательное занятие для детей, но и крайне полезное для общего развития. Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста является развитие его руки, ручных умений, или, по другому, развитие мелкой моторики рук. В. А. Сухомлинский считал, что в кончиках детских пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, что ребенок тем умнее, чем больше мастерства в детской руке [1]. По координации детской руки специалисты (клинические психологи, логопеды и др.) делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, а главное – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться в раннем дошкольном возрасте в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления [2]. Мыслительная деятельность у ребенка начинается с моторики рук. Например, в младенчестве этому способствуют игры с погремушкой, ложкой, игрушками. Формируя культурно-гигиенические навыки, у малышей совершенствуется ручная моторика, развиваются ощущения, которые составляют основу сенсорного развития.

Темочки:

С возрастом действия ребенка меняются, появляются возможности использовать для сенсомоторного развития другие виды деятельности. В частности, этому может служить изобразительная деятельность – лепка, рисование, аппликация. Педагогическая ценность аппликации заключается в том, что в процессе аппликационной деятельности мышцы руки выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). При выполнении аппликационных работ активны такие анализаторы, как зрительный, тактильный, кинестетический. Ребенок трогает инструменты, материал, какой-либо предмет. Мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Взрослому остается только назвать предметы и их свойства, действия словом. В аппликации ребенок запоминает форму, цвет, величину, части, их расположение в пространстве. Даже такой сенсорный эталон, как время, может быть закреплен в аппликации : ребенок узнает, какое действие нужно сделать вначале, какое последним. Ощупывание, поглаживание дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала, например, на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная. Все эти приемы напрямую нашли свое отражение в аппликации. Ребенок может все потрогать, осознать, выразить свое представление о предметах, явлениях, а в более старшем возрасте – описать эти представления словами. Например, при выполнении аппликации методом кручения у ребенка подключаются системы ориентирования: знакомство с бумагой (гладкая – шершавая, с ее характеристиками. При использовании альбомного листа, картона, салфетки и др. практические действия активизируют мышление и память. Ребенок учится выполнять действия в определенной последовательности, используя свойства материалов и инструментов, следовать инструкциям педагога. Процесс аппликации способствует развитию самостоятельности, аккуратности, усидчивости; формирует представления ребенка об окружающем мире, уточняет и обогащает знания о нем. А главное – доставляет ребенку удовольствие, понимание того, что он может что-то создавать своими руками. Следовательно, занятия аппликацией активизируют процессы познания ребенком предметного и природного мира, дают целостное представление об объектах и явлениях, учат позитивному отношению к деятельности с бумагой, клеем, природным материалом. Практика работы с детьми показывает, что чем больше ребенок занимается аппликацией, либо другим видом продуктивной деятельности, способствующей развитию моторики рук, тем лучше он будет подготовлен к дальнейшему обучению в школе и развитию своих творческих способностей в целом.

Литература: 1. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеева [и др. ]; под ред. Н. А. Ветлугиной. – Москва : Просвещение, 1989. – С. 41. 2. Жукова, О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. – С. 14

Публикации по теме:

Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности.

Дидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возраста От степени развития мелкой моторики рук зависят коммуникативные и умственные способности детей. Вот именно поэтому актуальность данного.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга» В педагогической литературе очень много внимания уделяется этой теме. И мы, работая с малышами, много времени уделяем развитию мелкой моторики.

Дидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материалаДидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материала Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста - фундамент речевого развития ребёнка. Необходимо уделять особое внимание развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аппликация как способ развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 13:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аппликация как способ развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Казанина Ольга (УИ 2593845) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД