Наталья Швецова
«Аннотация к рабочей программе разработанной логопедом высшей квалификационной категории Швецовой Н. М. г. Кемерово»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности (образовательного процесса) логопеда с детьми раннего возраста, имеющими определенную специфику в состоянии здоровья и развитии. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым их полноценное развитие. Поэтому дети дома ребенка нуждаются в длительной последовательной и регулярной коррекционно – логопедической помощи.
Публикация «„Аннотация к рабочей программе разработанной логопедом высшей квалификационной категории Швецовой Н, М, г, Кемерово“» размещена в разделах
В основе данной рабочей программы лежат методические материалы и логопедические инновационные технологии, разработанные Худенко Е. Д., Шаховской С. И., Дедюхиной Г. И., Архиповой Е. Ф., Мастюковой Е. М., Разенковой Ю. А., Пантюхиной Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л., Павловой Л. Н., Доскиным В. А., Макаровой З. С., Ямпольской Р. В., Нищевой Н. В. Венгер Н. Б., Пилюгиной Э. Г., Янушко Е. А., Венгер Л. А., Мухиной, Щеловановым М. Н., Лисиной М. М., Радиной Е. И., Разенковой Ю. А. и др.
Данная рабочая Программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации и способствует всестороннему гармоничному развитию личности посредством интеграции образовательных областей и взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в возрасте от 0 мес. до 4 лет, учитывающей особенности их психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивающей работу по коррекции нарушений и последовательное развитие речевых функций.
Программа направлена на обеспечение оптимальных условий для устранения речевых недостатков у детей раннего возраста с рождения и повышение эффективности реабилитационной работы с детьми, имеющими отклонения в нервно-психическом развитии. В связи с этим используются эффективные современные технологии: биоэнергопластика, кинезиология, камешки Марблс, массаж «Су-джок», пальцевый массаж, логопедический массаж, аурикулотерапия…
В программе характеризуются психо-физиологические особенности развития детей на каждом возрастном этапе (от 0 до 4 лет, рассматриваются целевые ориентиры и задачи образования в младенческом и раннем возрасте. Разработано перспективно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми первого, второго, третьего и четвертого года жизни, а так же методические приемы и дидактические игры, способствующие развитию активной речи и формированию лексико–грамматических представлений.
Для активизации речевой активности детей широко используются различные виды наглядности, дидактические игрушки, предметные и сюжетные картинки и другой раздаточный и демонстрационный материал:
• артикуляционная гимнастика: картинки к артикуляционным упражнениям, например «Улыбка», «Широкий рот», «Сожми крепко губы», «Вытянуть губы», «Мотор», затем более сложные «Часики», «Качели», «Лошадка»; звуковые профили и т. д. ;
• дыхательная гимнастика: вертушки, дудочки, пузырьки, мыльные пузыри, картинки-символы для упражнений на дыхание, перышки, вата, снежинки, листочки на ниточках и т. п. ;
• звукоподражание: дидактические игрушки и предметные картинки для соотнесения звука с соответствующим изображением;
•высшие психические функции : разрезные картинки, пазлы, игры-вкладыши, игры «Дай такой же», «Такой – не такой», «Все такие сюда» (при дифференциации цвета, формы, величины, почтовый ящик, игровые центры, и т. п.
• лексика: предметные и сюжетные картинки, по изучаемой лексической теме, разные виды театра, стихи, потешки, библиотека детских книг и игрушек;
• грамматический строй речи: дидактические игры «Один — много», «Назови ласково» и др. на базе лексической тематики;
• мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, пирамидки, мозаика, балансиры, яблоко с гусеницами, пупырчатые шарики, массажные валики, прищепки, пальчиковые игры и т. п.
При систематической целенаправленной и регулярной работе, дети начинают развиваться быстрыми темпами. Чем раньше они получают коррекционно-педагогичекую помощь, тем быстрее преодолевают отставание в развитии и адаптируются к условиям окружающего мира. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику воспитания детей в условиях дома ребенка.
Специфика раннего детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка раннего возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры раннего образования, рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для специалистов и воспитателей дома ребенка, обозначающий направленность деятельности педагогов.