Елена Денисенко
Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ДО для детей с ТНР) сочетает коррекционную и общеразвивающую программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Публикация «Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Данная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, и основной инновационной общеобразовательной программы ДОУ «От рождения до школы» под. редакцией Н. Е. Вераксы и соответствует нормативным и законодательным актам: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.). И представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе основной образовательной программы дошкольного образования, для детей с тяжелыми нарушениями речи; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. ; Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н. В.
Данная рабочая программа является обязательным педагогическим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности учителя-логопеда и показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей данной группы учитель-логопед создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т. д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
АООП предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-7 лет с различными уровнями речевого развития, принятых в группу компенсирующей направленности на срок от 1 до 3 лет. Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико- грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Программа обеспечивает функцию доступности образования для каждого ребенка вне зависимости от его особенностей. Она обеспечивает становление и социализацию личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, формирует психологическую готовность к обучению в школе.
АООП включает три раздела:
-целевой раздел;
-содержательный раздел;
-организационный раздел.
В целевом разделе излагаются цели и задачи программы, принципы и подходы к формированию системы работы, планируемые результаты (целевые ориентиры). Характеристика детей с ТНР раскрывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей. Содержательный раздел описывает образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях :
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
В данном разделе представлено описание организации и содержание коррекционно-развивающей работы, календарно-тематическое планирование с учетом требований СанПиН.
Организационный раздел включает материально-техническое и методическое обеспечение логопедической деятельности. В разделе излагаются принципы построения и особенности организации предметно-пространственной среды логопедической группы ДОУ.
В содержании Программы предлагается система взаимодействия педагогов, специалистов и родителей. Эта система координирует деятельность всех специалистов. Роль семьи заключается в системной и целенаправленной помощи ребенку, взаимодействии ее со всеми участниками педагогического процесса.
В Программе подробно описаны особенности организации педагогического процесса в работе с детьми с ТНР, а также их социализации с учетом их индивидуальных особенностей и характера заболевания.
Педагогическая направленность работы предполагает развитие игровой, мыслительной деятельности, развитие речи и расширение знаний об общей картине мира, освоение определенных знаний и умений с ориентиром на возрастные особенности детей. Программа предполагает развитие познавательной и образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, результаты которой исследуются на основе мониторинга в начале и в конце учебного года.