Игумнова Оксана
Анкетирование как метод работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
В начале жизненного пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Когда же ребенок приходит в детский сад его окружают новые люди, которых он раньше не знал и которые составляют новую общность. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью можно сказать, что произошедшие перемены в жизни ребенка - ему на благо. Поэтому активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.
Публикация «Анкетирование как метод работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» размещена в разделах
- Анкеты для родителей, анкетирование, опросы
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно для развития их собственного ребенка.
Работа учителя - дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития направлена на :
• оказание квалифицированной поддержки родителей;
• помощь взрослым в создании комфортной среды для развития ребенка;
• создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
• формирование адекватного взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Принципы, положенные в основу работы с семьей :
• принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;
• принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
• принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями, и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;
• принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе, как с ребенком, так и с родителями. Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, научили говорить, сняли повышенное возбуждение и т. д.). Специалист не должен говорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом, будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;
• принцип ведущей деятельности. Необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и дефектолога).
• принцип сравнения. Остановимся еще на одном, не менее важном принципе работы. Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники, и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.
Определив цели и раскрыв принципы работы специалиста-дефектолога с семьями, воспитывающими проблемных детей, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком раннего возраста с нарушениями в развитии и его родителями.
Наиболее подходящими формами организации работы с родителями являются:
• консультативно-рекомендательная;
• лекционно-просветительская;
• практические занятия для родителей;
• организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;
• индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
• подгрупповые занятия.
Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности методов – наблюдения, эксперимента, тестов, опроса, беседы, изучение продуктов детской деятельности. Изучению семьи способствует ее посещение, беседы с родителями, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.
Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) родителей. Поскольку главной целью проведения анкетирования является использование полученных данных при организации помощи дошкольнику с нарушениями в развитии, то предпочтение чаще всего отдается именным (персонифицированным) анкетам.
Достоинства методы анкетирования :
• получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
• компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
• позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
• предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
• простота обработки полученных данных.
Недостатки метода анкетирования :
• риск несамостоятельности ответов родителей;
• возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
• намеренно ложных ответов (спорные с точки зрения морали);
• часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
• трудно собирать анкеты.
Требования к составлению анкеты :
• помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд дефектолога;
• разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
• вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
• обязательно применять уважительное обращение «Вы»;
• анкета должна быть компактной;
• структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
• располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
• формулировать вопросы предельно конкретно;
• каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
• использовать при оформлении анкеты достаточно крупных шрифт, оставлять место для ответов родителей;
• данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.
В начале учебного года дефектолог может использовать анкеты для уточнения запросов родителей.
Можно составить анкету на определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе.
В конце учебного года можно провести анкету по изучению удовлетворенности родителей коррекционно-образовательным процессом.
Исходя из ответов родителей на перечисленные вопросы, можно осуществить количественную обработку и дать оценку результатов.
Родители с высоким уровнем мотивации максимально вовлечены в коррекционный процесс, вносят свои предложения по его совершенствованию, систематически выполняют задания дефектолога, являются активными участниками мероприятий в рамках МБДОУ.
Родители со средним уровнем мотивации к сотрудничеству следуют требованиям дефектолога, но их участие в коррекционном процессе в большинстве случаев формальное, инициативность снижена, требуется постоянная стимуляция активности со стороны дефектолога.
Родители с низким уровнем мотивации к сотрудничеству не участвуют самостоятельно в коррекционном процессе выполняют только отдельны поручения педагога либо игнорируют и предпочитая быть пассивными наблюдателями и перекладывая всю ответственность за воспитание и образование своего ребенка на детский сад.
Литература:
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М. : ТЦ «СФЕРА», 2009.
2. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. В. И. Селиверстова; О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. – М. : ВЛАДАС, 2009.