Инна Буйневич
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я, в тесном сотрудничестве с родителями, особое внимание уделяла обучению детей правилам дорожного движения.
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Психологи установили, что дети в силу своих психологических возрастных особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
1. Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
2. Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
3. Преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения;
4. Преобладание потребности в движении над осторожностью;
5. Стремление подражать взрослым;
6. Недостаток знаний об источниках опасности;
7. Переоценка своих возможностей.
Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.
Актуальность работы состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый вне семейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Я предлагаю систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме, чтобы создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель детского сада. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге. Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Во избежание несчастного случая водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям.
Работая по программе «От рождения до школы»» я изучила область познавательного развития и сделала вывод, что ни в одной из предложенных тем не освещаются вопросы, связанные с безопасностью движения. Учитывая актуальность проблемы, я разработала систему профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка. Накопленный и систематизированный материал нашел отражение в обобщенном опыте моей работы по теме «Система работы с детьми дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма».
Цель работы : формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города. Цель реализуется путем решения нескольких задач:
1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах дорожного движения.
2. Познакомить с правилами дорожного движения.
3. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил дорожного движения.
4. Научить детей пользоваться правилами дорожного движения на практике.
5. Помочь детям познать окружающий мир через знакомство с правилами дорожного движения, сформировать опыт познавательной деятельности, сохранив индивидуальность каждого ребенка.
6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.
7. Формировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
8. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
В своей работе я учитывала следующие принципы:
1. Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
2. Принцип дифференциации, т. е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
3. Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
4. Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
5. Принцип этапности, т. е. построение работы от простого к сложному.
6. Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города :
1. Ребенок-пешеход;
2. Ребенок – пассажир городского транспорта;
3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.
Значительное место я отвела практическим формам обучения : наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучали на практике правила для пешеходов, наблюдали дорожное движение, закрепляли ранее полученные знания.
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому я считаю, что особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.
Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. На всех ее этапах важно взаимодействие: психолог – педагог – родитель – ребенок. Знания закрепляю в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, то есть все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.
Обязательным условием для решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды.
В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки. Макет перекрестка, на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика».
Создавая систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма, я условно разделила ее на три блока: работа по самообразованию, работа с детьми и работа с родителями.
Я определила 5 этапов работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
1 этап – информационный
Тема, по которой я работаю, очень значима и актуальна.
Сохранить жизнь и здоровье детей – значит, сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом в стране растет число дорожно – транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами и получают травмы дети.
Изучение правил дорожного движения необходимо начинать именно в детском саду, т. к. ребенок – дошкольник наиболее восприимчив и готов к формированию устойчивых привычек.
Первым шагом моей деятельности стала работа над самообразованием.
В своей работе я использовала материалы методической литературы:
1) Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б. «Безопасность» Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, М. : АСТ – АТД, 1998 г. ;
2) Программа Т. Н. Дороновой «Радуга» РАЗДЕЛ «Безопасность»;
3) «Как обеспечить безопасность дошкольников» К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др.
5) «Правилам дорожного движения надо учить» Управление ГИБДД УВД
6) «Правила дорожного движения дошкольникам» - Черепанова С. Н. 2008 г. Москва, а так же периодические издания и др.
2 этап – технологический
Следующим этапом моей работы стала разработка вопросов по определению уровня знаний детей о правилах дорожного движения, и подбор наглядного материала для диагностики.
Проведя серию индивидуальных и групповых бесед, проанализировав данные диагностики и выявив уровень знаний детей, я убедилась в актуальности выбранной темы работы. Первоначальная диагностика показала низкий уровень знаний детьми правил дорожного движения.
На основе этих данных я составила тематическое перспективное планирование по следующим разделам:
- перспективный план целевых прогулок,
- перспективный план занятий познавательного цикла по ознакомлению детей с ПДД,
Завершающим этапом моей работы над самообразованием по теме стало тематическое перспективное планирование. Я составила перспективные планы, реализация которых позволила решить поставленные задачи.
3 этап – организационный.
Для познавательного развития детей неоспоримое значение имеет правильно организованная предметно-развивающая среда.
Предметы, пособия, книги, являющиеся основой среды, организованной для познания, помогают детям:
- расширять кругозор,
- уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания,
- активизировать собственные познавательные интересы.
Для этой цели силами воспитателей и родителей были приобретены дидактические игры по ПДД, дорожные знаки для настольно – печатных игр, подобраны коллекции дорожных знаков, сделаны макет, план перекрестков.
Основной интерес вызывают у детей изготовленные макеты улиц, напольный коврик с дорожными знаками и разметкой. Значение этого состоит в том, что дети имеют возможность познакомиться с материалами не только наглядно, но и использовать все пособия в свободной самостоятельной деятельности. Все представленные пособия и дидактический материал постоянно пополняется и обновляется в соответствии с разработанным планом.
Мною были подобраны дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры, которые помогают формировать у детей знания о правилах дорожного движения.
План пополнения предметно-развивающей среды в старшей и подготовительной группе, перспективный план реализации задач по профилактике дорожно-транспортного травматизма через разные виды деятельности. План целевых прогулок по улицам нашего города.
Придерживаясь этих направлений, я приступила к материальному обеспечению своей работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей.
В старшем возрасте ребенок учится систематизировать и анализировать свои знания, самостоятельно добывать и обогащать их. Исходя из этого, в групповом помещении необходимо создать среду, в которой ребенок мог бы постоянно взаимодействовать и получать новый опыт, новые знания. Поэтому следующим шагом моей работы стало создание развивающей среды в группе.
Мною накоплен и применяется практический материал:
1. Макет «Перекресток»;
2. Фотоальбом «Моя улица»;
3. Познавательная литература;
4. Картотека игр по ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма;
5. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм с правилами;
6. Настольно-печатные игры;
7. Видеофильм о ПДД.
Наработанный мною опыт я обобщила в практике формирования системы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми старшего возраста, который включает в себя систему работы с детьми, систему работы с родителями и систему самообразования.
4 этап – практический
Система работы с детьми.
Для организации полноценного познавательного развития детей необходимо использовать разные методы, приемы, формы работы с детьми.
Учитывая это, я составила перспективный план по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через разные виды деятельности
Важнейшим методом педагогического воздействия я считаю такие наглядные методы, как наблюдение окружающей действительности, рассматривание плакатов, фотографий, видеофильмов. При проведении наблюдений я учу детей замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Непосредственное наблюдение детьми имеет большое значение для развития познавательных процессов – восприятия, памяти, воображения. В процессе наблюдений я развиваю мыслительную деятельность детей путем поиска ответов на поставленные мною вопросы, сравнения. Наблюдения проводятся на целевых прогулках по улицам города, на участке детского сада, на игровой площадке по ПДД.
В своей работе я использую разные виды наблюдений: кратковременные, длительные, повторные и сравнительные. Сравнительные наблюдения считаю самыми ценными для развития мыслительной деятельности детей. На целевых прогулках по улицам города мы сравниваем различные виды транспорта, наличие дорожных знаков, расположение зданий.
При проведении наблюдений я соблюдаю дидактические требования к наблюдениям, как методу обучения:
- выбираю такие объекты наблюдения, чтобы они были интересны детям, доступны обсуждению.
- все происходит в естественной обстановке.
- даю целевую установку для наблюдения.
- знания детей после наблюдений получают свое развитие в рисунках, игре, рассказах.
- обогащаю словарь и развиваю связную речь детей.
Я широко применяю игровые методы и приемы, которые очень важны для повышения познавательной активности детей. Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры в поездки, путешествия. Дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры.
В организации деятельности детей я использую различные формы работы. Тематические занятия – это основная форма работы с детьми. Назначение занятий состоит в углублении, обобщении опыта детей, в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности. Обучение я строю, как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Тематические занятия повышают мыслительную активность детей. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, обращения к опыту детей. Дети учатся самостоятельно анализировать, делать выводы.
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляется в игровой форме. В группах имеются настольно-печатные игры на закрепление понятий: проезжая дорога, тротуар, улица, знакомство с некоторыми видами транспорта, дорожными знаками.
Я посчитала возможным сформировать систему работы с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма через знакомство с правилами дорожного движения, дорожными знаками.
Она включает в себя:
1. Занятия познавательного цикла.
2. Целевые прогулки по улицам нашего города.
3. Праздники, игры, задания, развлечения, планируемые узкими специалистами на занятиях по развитию творческих способностей, музыкальному развитию, физическому воспитанию.
4. Чтение художественной литературы
5. Включение работы в совместную и самостоятельную деятельность детей по изучению правил дорожного движения.
В перспективное планирование включены занятия, беседы, экскурсии и целевые прогулки к перекрёстку, к автобусной остановке и др., а так же наблюдения за различными видами транспорта.
Система работы с родителями.
Работа по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма ведё тся и с родителями воспитанников: в течение года планируются и проводятся консультации для родителей на определённую тематику, оформляются папки-передвижки, проводятся совместные развлечения.
В работе с родителями я использовала следующие формы :
1. Анкетирование;
2. Составление плана работы с родителями на основании поставленных задач и анализа анкет;
3. Проведение совместных мероприятий в рамках поставленных задач.
На начальном этапе работы мне необходимо было выяснить отношение и заинтересованность родителей к данной проблеме. Я составила анкеты, провела опрос и выяснила их мнение и пожелания в этой области. Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
5 этап – результативный
На начало работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в старшем дошкольном возрасте при анализе результатов диагностического обследования были выявлены следующие данные:
С высоким уровнем ЗУН – 22 %
Со средним уровнем ЗУН – 33 %
С низким уровнем ЗУН – 45 %
Данные результаты показали недостаточное или полное отсутствие знаний у детей о правилах дорожного движения.
За период работы в практикуемой мною системе, я отметила существенное изменение в уровне знаний правил дорожного движения, которое отражает диагностическое обследование дошкольников на конец года.
Высокий уровень ЗУН – 58 %
Средний уровень ЗУН – 41 %
Низкий уровень ЗУН – 1 %
Данный результат обследования детей говорит о качестве выбранной мною методики.
В подготовительной к школе группе я продолжила работу с детьми по системе профилактики дорожно-транспортного травматизма. Для выявления уровня ЗУН в этой области я тоже провела диагностическое обследование.
Результаты диагностического обследования показали некоторое снижение уровня ЗУН по сравнению с концом предыдущего учебного года.
Высокий уровень ЗУН – 65 %
Средний уровень ЗУН – 35%
Низкий уровень ЗУН – 0%
В течение учебного года я планирую продолжить работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, надеюсь, что дети покажут высокие результаты по диагностике в этой сфере.
На заключительном этапе моей работы, я с уверенностью могу сказать, что у детей, а так же и у родителей, обогатились знания о правилах дорожного движения, о профилактике дорожно-транспортного травматизма.
У детей появился интерес к познанию и соблюдению правил дорожного движения. Так по результатам итоговой диагностики, уровень знаний изменился очень значительно.
Активное сотрудничество с детским садом к тому, что родители стали нашими помощниками в организации совместной деятельности.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о важности и значимости работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Через наглядную агитацию, родительские собрания, консультации, совместные праздники, конкурсы, стараемся привлечь родителей к данной проблеме, указывая на ее важность, значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.
Мы будем продолжать работу в этом направлении, т. к. важнее здоровья и безопасности наших детей ничего нет. Ребенок усвоит правила дорожного движения, если работу вести систематически, ненавязчиво, в игровой доступной ребенку форме, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.
Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых!