Людмила Сергеева
Анализ воспитательной работы в классе с тяжелой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
За 2016-2017 учебный год в 5В классе
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
Публикация «Анализ воспитательной работы в классе с тяжелой умственной отсталостью» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Цели и задачи воспитательной работы были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание гражданско-патриотического направления, нравственности, здорового образа жизни и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, классные часы, беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и службы сопровождения школы (психолог, социальный педагог, логопед, воспитатели групп). Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
В классе на 2016-2017 учебный год учатся 5 учеников: 3 мальчиков и 2 девочки (1 ученик воспитанник Малиновского дома-инвалидов, 1 ученица проживает с родителями). В классе 1 новый ученик – Медведев Иван. Главная задача класса - воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, доброта и принципиальность.
Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости – у них столько же, сколько агрессивности, эгоизма, грубости. Настораживает гиперактивность некоторых учеников, которые требуют постоянного контроля поведения – Емелин Константин.
Ребята в классе стараются быть дружными, умеют помочь друг другу в трудную минуту. Мальчики требуют постоянного контроля, очень подвижные, вспыльчивые и эмоциональные.
У каждого ученика в классе есть свое поручение. Все дети посещают кружки по интересам.
Как всегда первым этапом воспитательной системы класса явилось диагностическое исследование по выявлению групп обучаемости (В. В. Воронкова, и групп поведенческого характера (М. С. Певзнер). Все дети требовали особого подхода, систему совместной работы учитель-психолог-воспитатель-соц. педагог.
В конце учебного года провела социометрическое исследование класса, целью которого было определить статус каждого ученика в классе и уровень сплоченности детского коллектива. Результаты порадовали: уровень сплоченности коллектива повысился, статус каждого ученика возрос.
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Навыки взаимоотношений между людьми, культура поведения в общественных местах формировались во время проведения классных часов и бесед :«Наш класс на перемене», О мальчиках и девочках», «Умеем ли мы общаться», «Учимся уступать друг другу».Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.
В течение года велась работа по формированию нравственных качеств. Ребята учились быть добрыми, милосердными, вежливыми, дружными, учились отличать плохие поступки от хороших во время бесед: «Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть», «Хочу и нужно», во время часов общения «Цена минутки», «И в дружбе есть свои законы», «Отчего бывает одиноко», «Эгоисты. Кто они такие». Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости. Регулярно проводились спортивные мероприятия такие, как «День здоровья» и др. Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.
Воспитание школьников в духе уважения к традициям, истории родной земли, гражданско –патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения. Классные часы были направлены на привитие детям любви к Родине. В преддверии Великой Победы были проведены: конкурс рисунков “ Война глазами детей”, урок памяти “Никто не забыт, ничто не забыто”.
Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С сильными учениками (Пастухова А., Петров Р.) проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, памяти и т. д. Учащимся, которые слабо усваивают учебный материал (Апенышева К., Емелин К., Медведев И.) , предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.
В целом я довольна своей работой, как классный руководитель. Мои ученики-это коллектив. Конечно, есть отдельные недостатки, т. к. у всех детей сложные речевые диагнозы, активность моего класса в общешкольных мероприятиях невысока.
Вывод:
В целом воспитательная работа во 5В классе была многоплановой и разносторонней. Анализ внеклассной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися.
Задачи, которые я могу поставить на 2017 – 2018 учебный год:
1. Воспитание в детях уважения к себе и к другим (взаимоотношения, взаимопомощи, доброе отношение друг к другу).
2. Воспитание ребенка как члена общества, воспитание в нем умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.
3. Воспитания трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.
4. Воспитание бережного отношения к природе.
5. Развитие и коррекция внимания, мышления, памяти, речи учащихся.
6. Развитие творческой активности учащихся.
7. Развитие чувства долга и ответственности.
8. Развитие самооценки ребенка.
9. Воспитание социально адаптированного человека. Приспособленного к требованиям общества.
10. Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Укрепление физического и душевного здоровья.
11. Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к законам и правопорядку, потребности в благотворительной деятельности, в милосердии.