Ольга Карбаинова
Анализ воспитательно-образовательной работы по созданию психолого-педагогических условий для физического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Целью рабочей программы, по которой работает наше дошкольное учреждение является создание психолого-педагогических условий для физического развития и оздоровления детей, поддержки детской инициативы и самостоятельности в специфически детских видах деятельности.
Для достижения цели необходимо решить в рамках реализации основной части образовательной программы ДОУ следующие задачи:
- создание условий для социально-личностного развития детей, их ранней социальной адаптации;
Публикация «Анализ воспитательно-образовательной работы по созданию психолого-педагогических условий для физического развития» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- организация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС, по центрам активности, которая включает способы взаимодействия педагога с ребенком, самостоятельные действия ребенка в среде и имеет возможность изменятся с учетом интересов, потребностей детей;
- проектирование образовательного процесса на основе развития способов поддержки детской инициативы с помощью организации группового сбора, копилки Х-файлов, ситуаций-провокаций через проектную деятельность и самостоятельного выбора ребенком центра активности по интересам;
- создание условий для совершенствования системы физкультурно-оздоровительной деятельности через вовлечение детей и взрослых в занятия зимними и летними видами спорта, способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья воспитанников;
- стимулирование активности родителей для обеспечения поддержки детей и содействия успешной ориентации в английской и бурятской языковых средах;
- обеспечение в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения между воспитанниками и педагогами, содействовать формированию навыков командного взаимодействия, способствующих овладению социально-коммуникативными навыками, развитию любознательности, инициативности, стремления к самостоятельности и творчеству.
Решение программных образовательных задач осуществляется и в ходе режимных моментов, и в рамках непосредственно образовательной деятельности, в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Основными задачами воспитателя при решении программных задач являются:
- способствование развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям, путем создания безопасного пространства для взаимодействия детей, насыщения его разнообразными предметами, наблюдением за активностью детей в этом пространстве, поощрением проявления интереса детей друг к другу и просоциального поведения;
- поддержка стремления ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания;
- проведение адаптации ребенка к Организации, учитывая привязанность детей к близким, привлечение родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации;
- знакомство детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр, занятий и наблюдения; помощь в освоении действий с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр., поощрение любознательности и исследовательской деятельности детей, путем создания для этого насыщенной предметно-развивающей среды;
- создание условий для развития общения детей между собой, путем задавания открытых вопросов, побуждающих детей к активной речи; комментирования события и ситуации их повседневной жизни; беседы с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициации обмена мнениями и информацией между детьми;
- привлечение внимания детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлечение их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддержка выражения эстетических переживаний ребенка;
- предоставление широких возможностей для экспериментирования с материалами – красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др. ; знакомство с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности, поощрение воображения и творчества детей.
- организация правильного режима дня, приучение к соблюдению правил личной гигиены, проведение подвижных игр, игр с предметами, гимнастики после сна и дыхательной гимнастики, закаливающих процедур.
Таким образом, реализация программы позволяет организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Для совершенствования предметно-развивающей среды в группе было сделано следующее:
- сшиты костюмы и создан реквизит для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Больница», «Салон красоты», «Кафе»);
- приобретены и изготовлены материалы для сенсорного развития детей (кинетический песок, песочница, игры-вкладыши, сенсорные панели «Ладошки», «Солнышко», «Цветные круги», «Веселые фигуры» и т. д.);
- создан (совместно с родителями) банк настольных игр;
- обновлена библиотека группы;
- приобретена новая мебель и игрушки.
В работе с детьми применяются следующие наиболее эффективные технологии, методы и приёмы организации детей, которые позволяют максимально заинтересовать детей и использовать индивидуальные возможности каждого ребё нка:
- создание ситуации успеха при помощи похвалы и одобрения, даже за незначительные шаги вперед, что дает ему возможность поверить в свои силы и продолжать развиваться в данном направлении, а также благотворно сказывается на его эмоционально-психологическом благополучии и повышает самооценку.
- грамотная организация деятельности детей – т. е образовательный процесс построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял и занимался какой-то совместной или самостоятельной деятельностью, но и добивался ожидаемого результата.
- поддержка детской инициативы.
Одним из эффективных способов поддержки инициативы является групповой сбор, где дети решают и обсуждают, чем они хотели бы заниматься сегодня, сами вырабатывают правила поведения, распределяют роли, выбирают, кто, за что будет отвечать, и что будут делать. Помочь детям с выбором темы помогает специально организованная развивающая среда, сюрпризный момент или проблемная ситуация.
Групповые сборы в первой младшей группе проводятся дважды в день: 1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями в центрах активности; 2-ой утренний сбор - после деятельности в центрах активности для подведения итогов.
Прием деятельности, обеспечивающие выбор ребенка согласно его интересам по групповому сбору включает плакат, на котором обозначены центры активности в символах и место для обозначения собственного выбора детьми.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования, с интеграцией в различных образовательных областях. Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности.
К примеру, реализация таких проектов как «Мамин праздник» и «Сказочный Сагаалган» позволила в доступной форме познакомить детей с праздниками и традициями их проведения, стать их активными участниками, а также повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
При оказании недирективной помощи детям важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми.
Таким образом, для поддержания детской инициативы необходимо создание ситуаций, побуждающих детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
- сотрудничество с семьями воспитанников является одним из важных принципов технологии реализации программы совместного с родителями воспитания и развития дошкольников, вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
- познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения;
- помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице;
- познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах;
- совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома;
- помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире;
- развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Для реализации этих задач используются следующие формы работы с родителями : родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, оформление информационных стендов для родителей, проведение совместных мероприятий с детьми и родителями (ярмарка «Широкая масленица», проведение совместных мастер-классов для знакомства с народными традициями в рамках празднования Сагаалгана, спортивные соревнования, участие в оформлении выставок творческих работ и проектов, проведение субботников.
- Физкультурно-оздоровительная работа проводится в следующих формах:
- создание условий для двигательной активности (оснащение спортинвентарем, нестандартным оборудованием);
- использование различных форм двигательной активности: двигательная активность на прогулке, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, зарядка после дневного сна (динамический час, физкультурные досуги, забавы, игры;
- закаливание: прием детей на улице в теплое время года, физкультура на улице, ходьба босиком по дорожкам до и после сна, контрастные воздушные ванны (перебежки, полоскание рта, мытье ног (в летнее время)
Таким образом, выбор форм организации работы с детьми наиболее соответствует потребностям и интересам детей и направлен на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность детей.