Татьяна Кинева
Организация работы методической службы ДОУ по созданию условий познавательного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Справка тематической проверки МКДОУ «Детский сад №14 «Ивушка»
«Организация работы методической службы ДОУ по созданию условий для возникновения познавательного интереса у детей»
Тематическая проверка осуществлялась согласно плана-задания по следующим вопросам:
1. Наличие программно-методического обеспечения и наглядно-практического материала по исследуемому направлению:
- нормативно-инструктивные материалы: банк внешней информации (нормативно-правовые документы ЗК РФ и ЗК СК при необходимости);
Публикация «Организация работы методической службы ДОУ по созданию условий познавательного развития детей» размещена в разделах
- банк внутренней информации (нормативная документация регламентирующая деятельность ДОУ программы, локальные акты, положения);
- литература, ее распределение (методическая, детская, словари, энциклопедии и др.);
- дидактический и наглядно-демонстративный материал;
2. Документы по содержанию работы «Познавательное развитие» :
- наличие направления в анализе работы ДОУ;
- наличие направления в образовательной программе ДОУ;
- наличие направления в рабочей программе педагогов;
- наличие направления в годовом плане работы ДОУ
(педсоветы, род. собрания методмероприятия и др.);
- материалы педагогической диагностики.
3. Индивидуальная и диагностическая работа с педагогами.
4. Проведение методических мероприятий с целью повышения педагогического мастерства воспитателей ДОУ (по направлению).
5. Организация предметно-развивающей среды и разработка методических рекомендаций по ее организации (по направлению).
6. Организация проектной деятельности (по направлению).
7. Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
8. Контроль педагогического процесса по направлению.
9. Работа с родителями и социумом.
10. Наличие выставки в методкабинете по направлению (новинки литературы, материалы отражающие мастерство педагогов, материалы методических мероприятий и методобъединений и др.)
Одним из основных направлений методической работы ДОУ является функционирование методического кабинета. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Организация деятельности методического кабинета основывается на таких принципах как информативность, доступность, эстетичность, содержательность.
В методическом кабинете сформирован информационный банк данных нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность службы педагогического сопровождения ДОУ
В методическом кабинете имеются дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми :
- Положение о методическом кабинете;
- Трудовой кодекс РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка (15.09.1990г) ;
- Устав ДОУ; изменения к уставу;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Положение о службе педагогического сопровождения;
- Должностные инструкции воспитателей ДОУ;
- Должностные инструкции помощников воспитателей;
- Должностные инструкции старшего воспитателя и заведующей ДОУ;
- Положение о мониторинге;
- Положение о педагогическом часе;
- Положение о работе ДОУ по проектной деятельности;
- Положение о приеме детей в ДО;
- Положение о порядке и основании перевода и отчисления
воспитанников;
Приоритетное направление работы МКДОУ «Детский сад №14 «Ивушка» познавательно-речевое развитие. Работа с детьми по созданию условий для возникновения познавательного интереса детей сопровождается методической литературой :
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е, Вераксы;
Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой.
2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе
дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер. - М. :
Просвещение, 1986.- 228 с.
3. Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход
[Текст] / Н. Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал.
2000. №1. -С. 21-39.
4. Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/ В. Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С. 19.7. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В. Б. Голицын// Советская педагогика, 1991.- № 3.- С. 22.8. Голицына Н. С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы [Текст]/Н. С. Голицына. - М. : Скрипторий, 2007. - С. 53.9. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание. - 2008.- № 10. - С. 22.
5. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2007.- 421 с.
6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л. А. - М. :Просвещение, 1986.- С. 68.
7. Фролов А. А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А. А. Фролов. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4. - 400 с.
8. «Математика в движении» М. Ю. Рыбина, и Ремизенко;
9. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром»;
10. И. А. Помараева «ФЭМП»
11. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
(по всем возрастам);
12. Т. В. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей от 3-5 лет;
5-7 лет»
13. О. А. Скоролупова «Покорение космоса»; «Весна, насекомые и
перелетные птицы»; «Цветущие травы»
14. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации М. : Мозаика
- Синтез, 2002
15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под
ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2004
16. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве:
Методика работы с детьми подготовительной группы д/ с:
пособие для воспитателя ДОУ/ Николаева С. Н. - М. :
просвещение, 2002.
Детская литература развития познавательных интересов детей
дошкольного возраста:
«Познаю мир» (Гризик 2001 г.). Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста о роли знаков и символов в истории человечества (герб, гимн, флаг, знаки различия на погонах, азбука и т. п.)
Словари:
Справочник дошкольника «Русский язык» В. П. Ситников
Энциклопедии:
- Детская энциклопедия РОСМЭН (19 книг)
- «Живой мир» РОСМЭН
- «Живой мир» MЕГА
- «Мир диких животных»
- Серия «Я познаю мир» 1988 г
- Серия «Познай мир» (24 книги)
- Серия «Путеводитель дошкольника»
- Энциклопедия «Почему и потому» 2002г.
Ответы на 300 самых разных вопросов:
• Развлечения и спорт;
• Когда появился цирк?
• Что такое гольф?
• Где возник первый театр?
Документы по содержанию работы «Познавательное развитие»
1. Наличие направления в анализе работы ДОУ :
- Карта анализа профессионального мастерства воспитателя по предметно-развивающей среды по «Познавательному развитию»;
- Вопросник для оценки или самооценки профессионализма воспитателя
- Карты анализа занятий по «Познавательному развитию»;
- Текущий контроль; (справка)
- Тематический контроль; (справка)
Наличие направления в образовательной программе:
- Цели и задачи Программы;
- Принципы и подходы к формированию Программы
- Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образовании;
- Оценка качества образовательной деятельности по Программе;
- Параметры педагогической диагностики;
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Парциальные программы:
Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
Р. М. Литвинова «Региональная культура»
Наличие направления в рабочей программе педагогов :
1. Ф. Э. М. П.
2. Ф. К. Ц. М.
Наличие направления в годовом плане по созданию условий для возникновения познавательного интереса детей прослеживается через все три годовые задачи:
1. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через дидактические игры математической направленности.
2. Активизировать работу по развитию связной речи детей дошкольного возраста через произведения художественной литературы.
3. Совершенствовать работу по социально- коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО через проектную деятельность
Практикум
1.1 «Поиск эффективных методов развития логического мышления детей путём использования дидактических игр математического содержания
1.2. Консультация-практикум:
- «Вижу, действую, познаю»;
- «Формирование числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам метода ТРИЗ и РТВ»;
- «Влияние дидактической игры на интеллектуальный опыт ребёнка»;
1.3. Семинар - практикум:
- «Работа по развитию логического мышления и творческого воображения детей через дидактическую игру математической направленности»;
- «Развитие творческого воображения детей через интерактивные игры математической направленности»;
«Развитие логического мышления и творческого воображения детей посредством ИКТ»;
1.4. Открытые просмотры:
- Занятие «КВН «Великий математик» подготовительная группа «Солнышко»
- Занятие с использованием ТРИЗ и РТВ «Математический турнир» -старшая группа «Пчелки»
- Веселое занятие «Белоснежка и семь гномов» - средняя группа «Колокольчик»
Работа творческой группы :
1. Разработка картотеки игр и упражнений по развитию логического мышления.
2. Выставка научно-популярной литературы, логико-математических игр и пособий для родителей.
Работа методсовета :
1 .Разработка конспектов занятий с использованием ТРИЗ и РТВ»
2. Разработка сценария консультации-дискуссии
«Отношение педагогов к инновациям»
Дифференцированные задания к педсовету.
- создать банк электронных интерактивных игр познавательной направленности.
3. Подобрать картотеку:
«Умные игры – умным детишкам».
4. «Составление методических рекомендаций для воспитателей ДОУ по д/и математической направленности»
-«Разработка игрового, занимательного математического материала»
- логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);
- игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, палочек Кюизенера, логических фигур;
- игры – головоломки («Пифагор», «Танграмм», «Колумбово яйцо», кубики «Сложи узор»;
- «Создание банка дидактические игр познавательного характера»
- «Применение игровых технологий в познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»;
5. Рекомендации педагогам по реализации условий для возникновения познавательного интереса у детей.
- «Разработка организации предметно-развивающей среды МДОУ созданию условий для возникновения познавательного интереса у детей»
- «Реализация игровых технологий направленных на развитие познавательных и творческих способностей дошкольников»
- «Коллекционирование, как один из методов познавательного развития»
- «Игры-занятия по ориентированию, как одна из форм познавательного интереса у детей дошкольного возраста»;
- Аукцион знаний "Пень - не околица, глупая речь - не пословица"
(для педагогов)
Педсовет: «Эффективность работы ДОУ в развитии логического мышления детей дошкольного возраста через дидактические игры математической направленности».
Все педагоги ДОУ провели родительские собрания по познавательному развитию :
Групповые родительские собрания:
«Путешествие в страну знаний»
Семейная гостиная:
- Игровая шоу-программа
«Наше поле чудес»;
Запланирована и проведена индивидуальная диагностическая работа с педагогами ДОУ по данному направлению:
- Анкета для воспитателей «Использование методов ИКТ»
- диагностирование профессиональных затруднений в создании предметно-развивающей среды по познавательному развитию.
- анкетирование «Уровень мотивации у педагогов для участия в методической работе в ДОУ»
- Анализ выполнения педагогами МКДОУ «Детский сад № 14 «Ивушка»
годового плана методической работы (в конце учебного года)
Методические мероприятия с целью повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ:
Деловая игра:
- «Использование социоигровой технологии в образовательном процессе ДОУ»
- «Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня»;
- Диспут «Дидактические игры, как способ развития математических представлений»;
- Практикум: «Значение музыкотерапии на занятиях математической направленности»
- Педагогический ринг «Аукцион педагогических идей»
Для создания условий познавательного интереса у детей педагоги ДОУ прежде всего разработали в каждой возрастной группе развивающую среду.
Все групповое пространство педагоги всех групп распределили на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. т. к. преоритетное направление нашего детского сада познавательно-речевое развитие, то все педагоги целенаправленно организовали предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении которая играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка, основное внимание по разработке развивающей среды уделили познавательному развитию. Уголки оснащены согласно требованиям программы к данной возрастной группе, а именно: достаточно разнообразен подбор различного оборудования для развития детей в свободное от занятий время. Весь предлагаемый детям дидактический материал и оборудование способствует развитию у детей математических представлений и развитие логического мышления. Организация и расположение предметно-развивающей среды осуществлена педагогами рационально, логично и удобно для детей : предусмотрено зонирование, которое не разобщает играющие группировки, а способствует их взаимодействию для проявления творческого потенциала.
Педагоги регулярно пополняют уголоки наглядным и развивающим материалом. Во всех группах имеются дидактические игры и пособия, настольно-печатные игры, направленные на умственное развитие дошкольников.
Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитателями групп совместно с родителями проведена большая работа по оформлению логических уголков, изготовлению и подбору оборудования и материала.
Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится. Дети имеют свободный доступ к данному уголку.
используют оригинально оформленные дидактические игры: «Разноцветные букашки», «Хитрые предметы», Головоломка «Пчёлки - БИ», «Волшебная рукавичка», «Аккуратная хозяйка», «Посчитаем, поиграем» и многие другие. Данные игры несут в себе многофункциональность и разнообразие. Однако наряду с этим, анализ игрового материала выявил скудность предлагаемых детям дидактических игр. Во второй младшей группе «Сказка» (воспитатель Адилова Э. Э., нет нововведений, игры не обновляются и не дополняются.
старшей группе «Пчёлка» (воспитатель Е. В. Столярова, в подготовительной группе «Солнышко» (воспитатель Ю. А. Лазарева).
В этих группах имеются разнообразные альбомы по развитию у детей логического мышления «Удивительные цифры», «Арифметика малышам», «Папки по логическому мышлению - лабиринты, кроссворды, головоломки, ребусы, «Математические задания», «Головоломки и лабиринты», игры на логическое мышление, математического содержания на электронных носителях.
Подобранные игры, помогают детям развивать память и логическое мышление, учат детей рассуждать и анализировать.
в средней группе «Радуга» (воспитатель Т. А. Лапаева, данный уголок богат и разнообразен. Уголок оформлен в виде дидактического панно «Развивай-ка», куда помещены разнообразные дидактические игры на развитие логического мышления «Весёлая логика», «Увлекательный счёт», «Мозаика на магнитах», «Развивающий конструктор», «Разноцветные букашки», «Хитрые предметы». Также в уголке имеется большое количество игр по сенсорному развитию «Шнуровка», «Логический домик», «Подбери ключи», «Волшебная ёлочка», «Логические кубики», «Логическая лесенка», «Логические вкладыши» которые соответствуют данному возрасту. Екатерина Валентиновна использует в работе с детьми простой в использовании и в тоже время функциональный игровой материал «Волшебная дощечка». Богат и разнообразен уголок логического мышления в старшей группе «Солнышко» воспитатель Ю. А. Лазарева, уголок имеет большое количество дидактических игр, которые способствуют развитию у детей математических знаний и логического мышления это «Занимательная математика», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Сложи квадрат», «Геометрические фигуры». детьми Блоки Дьенеша и ТРИЗ и РТВ, которые позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и учат дошкольников решать логические задачи. Наряду с этим, хочется отметить работу воспитателя Е. В. Столяровой, выбранный ею метод работы с детьми по развитию логического мышления «Цветные числа» Кюизенера позволяют разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиям, развивает у дошкольников детское мышление.
Очень хочется отметить работу по данной теме воспитателя группы
«Кроха» воспитатель Исканцева Т. Г. Татьяна Геннадьевна подобрала большое количество дидактических игр и пособий для сенсомоторного развития детей. Все дидактические игры построены «от простого к сложному». В данных группах имеются в большом количестве шнуровки, мозаики, логические домики, мягкие цветные модули, которые незамедлительно, вносятся в работу с детьми. Отрадно отметить, что воспитатель средней группы «Радуга» - Т. А. Лапаева использует в своей работе с детьми дидактические и логические игры с «Цветными крышками», которые учат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дают понятие о величине, способствуют развитию моторики рук, учат решать логические задачи, развивают память и логическое мышление. Но наряду с этим есть и недочёты в работе воспитателей по поиску и внедрению новых технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.
На ряду с этим в средней группе «Колокольчик» (воспитатель О. А. Лепехина, старшей группе «Пчелки» (воспитатель Е. В. Столярова, подготовительной группе «Солнышко» (воспитатель Ю. А. Лазарева, используются оригинально оформленные дидактические игры «Разноцветные букашки», «Хитрые предметы», Головоломка «Пчёлки - БИ», «Волшебная рукавичка», «Аккуратная хозяйка», «Посчитаем, поиграем».
Ведется основательная работа по проектной деятельности в рамках познавательного развития детей в ДОУ :
- проекты по познавательно-исследовательской деятельности
«Мир вокруг нас» - старшая группа «Пчелки»
«Свет и цвет в природе» - средняя группа «Радуга»
«Путешествия по карте» - подготовительная группа «Солнышко»
«Стороны света Рельефы местности» - старшая группа «Пчелки»
«Природа и её обитатели» - 2 младшая группа «Сказка»
«Виды растений, животных, строительных сооружений, транспорта, профессий» - средняя группа «Колокольчик»
«Путешествие по «Реке времени» - подготовительная группа «Солнышко»
«Прошлое и настоящее человека» - старшая группа «Пчелки»
«История различных предметов» - 2 младшая группа «Сказка»
«История почты, профессий» - старшая группа «Пчелки»
Наш детский сад разрабатывает проекты по методике тони Бьюзена
«Метод мыслительных карт» Продолжается работа по данному методу
разработки проектов, изучается, обобщается. Наш детский сад поделился
данной методикой разработки проектов на Совете руководителей района.
Контроль по педагогической деятельности с детьми по познавательному интересу детей ведется планомерно по диагностическим методикам :
1. Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника.
1.1 Методика "Волшебный домик"
1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)
Цель: Изучение познавательной активности ребенка- дошкольника, умения задавать вопросы. (Средний возраст)
Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.
Форма и условия проведения : индивидуальная
1.3. Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк).
Цель: Выявление направленности интересов детей.
Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.
Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.
Форма и условия проведения : индивидуальная
1.4. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
Цель: Диагностика познавательных способностей.
Диагностические показатели: Познавательные действия. (Подготовительная группа)
1.5. Методика "Что здесь лишнее?"
Цель: эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Диагностические показатели: диагностика познавательных действий.
Возрастной диапазон: (дети 4 – 5 лет)
Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Диагностические показатели: диагностика познавательных действий.
Возрастной диапазон: 3 – 4 года
Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)
Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
Диагностические показатели: познавательные действия
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.
Работа с детьми по познавательному развитию не возможна без сотрудничества родителями:
- Памятка для родителей «Экскурсия по родному краю»
- Буклеты для родителей «Мир, в котором мы живем».
- Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через прогулки».
- Памятки для родителей «Три основных способа познания окружающего мира».
- Создали «Почтовый ящик» - это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателю. Делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями.
Взаимодействие и работа с родителями производится посредством индивидуальных консультаций, организации выступлений детей с концертами, подготовки наглядного материала. Родители исполняют роли на праздниках и в спектаклях, выступают с музыкальными номерами, музицируют вместе с детьми. Кроме родителей к нам приходят наши выпускники, которые обучаются в школе. Родители, которые выбрали активную позицию, стали нашими соратниками, у них появляется интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. В итоге повышается эффективность воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по мониторингу познавательного развития способностей. Выпускники нашего детского сада приходят с концертами в детский сад в качестве артистов.
Для обеспечения гласности проводимой методической работы в кабинете це оформляются выставки и стенды по подготовки к педсовету, контролю за воспитательно-образовательной работой с детьми, представляется план работы ДОУ на месяц с указанием мероприятий. В помощь педагогам оформляются выставки, отражающие текущую работу с детьми, знакомящие с новинками литературы и передовым опытом.
Старший воспитатель – Кинева Т. В.