Галина Подолина
Анализ статьи Е. Н. Дзятковской «Экологическая этика: проблемы экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Поставлена проблема ценностного конфликта при освоении школьниками экологической этики. Обосновывается целесообразность дополнения процесса воспитания у школьников эгоцентрических ценностей обучением их осмысленному решению возникающих при этом ценностных противоречий.
Ключевые слова. Экологическое воспитание, экологическая этика, конфликт ценностей.
Публикация «Анализ статьи Е, Н, Дзятковской „Экологическая этика: проблемы экологического воспитания“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данная статья посвящена анализу проблем современного экологического воспитания : превалированию научных теоретических знаний об экологии.
По мнению учёных, занимающихся методологией и философией образования, в 21 веке, наступает период новых смысловых поворотов в воспитании человека. На первый план выходит экологическая аксиологическая тематика. Н. Н. Моисеев писал, «Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность и новые знания, и новый менталитет, и новая система ценностей».
В современное экологическое воспитание, с одной стороны, закладывается идея преемственности с традиционными экологическими ценностями, а с другой стороны, включаются принципы экологической этики и устойчивого развития.
В данной статье говорится об экологической этике она утверждает безусловную самоценность природы, вводит мир в пространство человеческих ценностей. Новые ценности вытекают из осознания человечеством экологического императива – системы запретов на размеры потребления и использования природных ресурсов.
Экологическая этика постоянно порождает конфликты (прежде всего, в виде экологических, экономических и социальных интересов личности) и предусматривает взятие самой личностью на себя экологической ответственности за их разрешение. Такие противоречия имеют не проходящий характер и являются отражением сущностной особенности экологического сознания. По мнению большинства исследователей, для включения в иерархию ценностных ориентаций норм экологической этики и снятия возникающих при этом конфликтов между антропо- и экоцентрическим мировоззрением необходимо введение в содержание образования чётко и однозначно сформулированных нравственных барьеров, внутренних «табу» запрещающих определённые действия по отношению к природе. Формирование экологических «табу» целесообразно начинать в раннем детском возрасте.
Однако проблема экологического «табу» не может считаться до конца решённой. Для формулировки непреложных этических требований представляет интерес идея А. Швейцера в которой ещё 100 лет назад предлагал разделить экологическую этику на этику необходимого, насущного и этику идеального. Вероятно, какие-то экологические запреты должны носить стратегический характер, какие-то необходимо выполнять уже сегодня.
Другой, менее разработанный в экологическом образовании подход в воспитании связан с формированием у обучающихся элементов психологической грамотности.
Учёные полагают, что в процессе экологического воспитания важно не только формировать у обучающихся экологические ценности – в рамках целостной работы школы по воспитанию общенациональных ценностей, но и не оставлять воспитуемых наедине со своими внутри личностными конфликтами.
Список литературы:
1. Научно-теоритический журнал российской академии образования «Педагогика» №4. М. ,2012г
2. Е. Н. Дзятковская «Экологическая этика : проблемы экологического воспитания». Педагогика №4 2012г. Стр. 27 -34.