Оксана Матлак
Экологическая тропа как средство экологического образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально относиться к ней. Грамотное оформление экологической тропы на территории детского сада позволяет педагогам эффективно организовать процесс экологического образования, так как большая часть экологических занятий должна проводиться на свежем воздухе. Хорошо продуманное оборудование экологической тропы позволяет педагогам даже обычную прогулку использовать для ознакомления дошкольников с новым материалом, закрепить пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах.
Публикация «Экологическая тропа как средство экологического образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Экологическая тропинка – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
Организуя работу на экологической тропе с детьми дошкольного возраста решается комплекс взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь – уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
-формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Исследованиями педагогов и психологов доказано, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде.
При отборе содержания экологического образования дошкольников необходимо учитывать существование различных направлений экологии : биоэкологии, прикладной экологии и социальной экологии.
Работа на экологической тропе тесно связана с развитием эмоций у детей, умения удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, умении видеть красоту окружающего мира. Для экологии характерна высокая степень интеграции, поэтому в содержании экологического образования дошкольников включаются элементы географических, исторических знаний, искусства.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу также можно на экологической тропе, где ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе: наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы он активно взаимодействует с ними.
Таким образом, экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста :
- наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;
- изучать живые объекты в их естественном природном окружении;
- получить навыки простейших экологических исследований;
- понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.
Работа на экологической тропе позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста.
Организуя экологическую тропу, мы изучили состояние территории детского сада, результаты работы выполненной при составлении экологического паспорта. На основе полученных данных составили карту - схему, на которой обозначили видовой состав растений, животных, наличие участков представляющих интерес для работы с детьми.
Основным критерием выбора маршрута и объектов экологической тропы является включение большого количества разнообразных, привлекающих внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны различные виды растений - деревья, кустарники, травы, клумбы, отдельно цветущие растения, искусственно созданные точки (озеро, деревенский дворик, птичья столовая, арктика, стойбище и др.)
Карта-схема содержит небольшое количество информации в виде кружочков с цифрами изучаемых объектов. Все эти точки соединены линией, стрелками указывающими маршрут, по которому они идут от одного объекта к другому. Нами были изготовлены таблички с рисунками, подписями для точек маршрута, составлен паспорт экологической тропинки с информацией для воспитателей об объектах тропинки. При описании объектов даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в стихах, народных приметах, отмечается его роль в жизни людей, рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.
Количество посещений экологической тропинки зависит от возраста детей и целей воспитателя. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны. Важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми занимается воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятии по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных и дидактических играх.
Для повышения интереса детей, к занятиям педагоги совместно с детьми выбирают «хозяина тропинки» - сказочного героя - Боровичка, Лесовичка, медвежонка Умку и т. п.
В каждой группе может быть свой «хозяин тропинки». Он встречает детей вначале маршрута, периодически посылает детям письма-задания, участвует в конкурсах, театрализованных представлениях. За оказанную помощь, выполненные задания-загадки, сказочный персонаж иногда оставляет на тропинке сюрпризы, сладости, книги о природе, игрушки.
На экологической тропинке можно и нужно применять разнообразные формы и методы работы - наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии, опыты.
Поиск новых наиболее эффективных форм и методов с детьми на экологической тропинке, способствует активизации самостоятельной деятельности, стимулирует их познавательный интерес.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Работа на экологической тропе проводится как дополнение к познавательным занятиям по общеразвивающим, комплексным и парциальным программам экологического направления.