Александра Николаевна Шопф
Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях.
▼ Скачать + Заказать документы
Шопф А. Н., воспитатель
МБДОУ ПГО «Детский сад №34» Полевской
Существуют ли проблемы в нравственном и духовном воспитании ребенка в современных условиях? Нельзя ответить однозначно на этот вопрос. В чем же причина, что в настоящее время Россия переживает один из непростых периодов духовно-нравственного воспитания.
Публикация «Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях,» размещена в разделах
На современном этапе развития образования сложилась ситуация, которая характеризуется, с одной стороны, тем, что на первый план выходит активизация человеческого фактора как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, с другой стороны – существует ряд проблем, связанных с резким падением духовно-нравственного здоровья российского общества.
Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связано, в том числе, с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности, патриотизме.
Бездуховность, низкая нравственность, грубость, эгоизм и обман и многие другие пороки нашего времени – все они разрушают и человека, и общество, и государство. Поэтому сегодня первоочередной задачей воспитания является – не позволить разрушить личность ребенка.
В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать духовно». Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям.
Духовно-нравственное воспитание – это двусторонний процесс. Он заключается в воздействии педагога на воспитанников и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости.
Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где оно обеспечивается всем укладом жизни.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. На одном из примеров мультфильмов в наше непростое время можно сказать, что не все мультфильмы полезны и содержат важные для ребенка переживания и образы. Многие современные мультики, транслируемые по телевизору, могут плохо повлиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к агрессии, к зависимостям и даже есть случаи, когда мультики приводят к психическим расстройствам. Поэтому очень важно не допускать бесконтрольного просмотра детьми анимационной продукции.
В раннем возрасте до трех лет нельзя усаживать ребенка перед телевизором, в этом возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения. Он не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть и слышать. Поэтому при включении телевизора они загружаются в просмотр мультиков и не отвлекаются на посторонние шумы, не двигаются. В последующем у таких детей появляются проблемы с движением, с речью, со зрением и с лишним весом. Развитие детей может сильно затормозиться. Детям старше трех лет лучше разрешать смотреть мультфильмы выборочно и строго определив время. В советское время все мультфильмы транслировались только после прохождения жесткого контроля, каждый кадр проверялся с точки зрения его воздействия на ребенка. Никто не будет отрицать, что такие советские мультфильмы про Карлсона, про крокодила Гену и Чебурашку, про дядю Стёпу великана, про дядю Фёдора, про героев из Простоквашино и другие были и остаются комфортными для детской психики, учат их прекрасному и доброму.
Однако многие родители сегодня считают эти мультфильмы слишком примитивными и устаревшими. Сегодня дети в основном любят смотреть современные мультфильмы, которые зачастую сделаны быстро и дешево, без учета возможности вредного воздействия на ребенка. Поэтому многие дети смотрят анимационную продукцию, в которой жестокость уживается с дурным вкусом, а герои многих мультфильмов являются безликими существами, которые лишены всякой индивидуальности. Специалисты уверены, что некоторые мультфильмы влияют на речь ребенка и его пластику, под воздействием их у ребенка создаются неправильные представления о системе ценностей и о мире, им придумываются соответствующие игры.
Рассмотрим яркий пример влияния мультфильма на психику ребенка. Возьмем один из популярных современных мультсериалов – «Свинка Пеппа». Проанализировав всего несколько серий, можно сказать, что он нацелен на формирование отрицательных моделей поведения (прыжки по лужам, разбрасывание игрушек, глупый смех, дискредитацию образа отца (главная героиня, свинка Пеппа, часто называет отца глупым и смеется над его неуклюжестью, привитие дурного вкуса детям (откровенная неэстетичность персонажей).
Поэтому очень важно не допускать бесконтрольного просмотра детьми анимационной продукции, которая приносит вред ребенку. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно, то и дети вырастают добрыми, тогда наши дети будут в будущем заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовать трудностям и стараться помочь в нужную минуту.
В федеральных государственных стандартах общего образования, а именно, в Концепции сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
«Если гражданин лишен духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то законы исполняться не будут».