Екатерина Пронина
Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей. [Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. 6]
Публикация «Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников» размещена в разделах
В энциклопеданическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменения переметов природы для удовлетворения свих потребностей» (энциклопедия)
Трудовое воспитание дошкольников является предметом внимания в педагогических системах ведущих педагогов, как прошлого, так и настоящего. Так ярким представителем гуманистической педагогики прошлого, чье педагогическое наследие в настоящее время не утратило свою актуальность, является И. Г. Песталоцци, провозгласивший труд стержнем всей воспитательной работы с детьми. Он высказывает идею, адекватную направлению, в котором идет перестройка воспитательно-образовательной работы в современном детском саду. Это переход к личностно-ориентированной модели обучения взрослого и ребенка, в русле которой является не только равноправным партнером детей в совместной деятельности, но и тем, кто признает ребенка личностью, воспринимая его, как равного, с его проблемами, желаниями, интересами. Большой интерес представляет высказывание Песталоцци об образовании, которое должно находиться в тесной связи и взаимодействии с умственным, нравственным и физическим развитием детей, вооружать их общей культурой ручного труда и разнообразными умениями и навыками, которые в последующем пригодятся в профессиональной деятельности.
Ж. Ж. Руссо в своем педагогическом труде «Эмиль и его воспитание» провозгласил идею природосообразности развития ребенка, сущность которой выражалась в единстве человека и природы в процессе воспитания как умственного, так и трудового. «Приучать дитя трудиться с ранних лет, видеть в труде источник всех человеческих благ» - вот идея Руссо, высказанная им во многих педагогических трудах его времени [25]
Историко-педагогический аспект изучения исторически сложившихся педагогических систем трудового воспитания тесно перекрещивается с нравственным воспитанием. Б. Л. Каптерев, Я. А. Валинский обращали внимание на то, что «в труде формируется личность, готовая к проявлению человеческого достоинства, ответственности» [12,с. 28]
Воспитания положительного отношения к труду детей дошкольного возраста рассматривается с учетом тех социальных, культурных образцов нравственного воспитания, которые отвечают задачам гармоничного воспитания, культурной цивилизации, являющихся объектом изучения той или иной педагогической системы трудового воспитания.
В высказываниях выдающихся советских педагогов Н. К. Крупской сформулированы основные положения о трудовом воспитании подрастающего поколения. Труд– важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Воспитание подрастающего поколения в условиях развернутого строительства коммунизма предполагает творческого отношения к труду [Крупская Н. К. «О дошкольном воспитании», - М. : «Просвещение», 1973 г. 17] .
С наибольшей отчетливостью идеи спонтанного проявления трудолюбия у детей дошкольного возраста выражены в книге. Л. К. Шлегер «Практическая работа в детском саду». Автор отмечает: «Я полагаю, что внутренний мир ребенка достаточно богат, но сам ребенок не знает тех сил, которые таятся в нем, которые спят, и сам он беспомощен. Мы должны прийти ему на помощь, должны создать ему условия, при которых все эти спящие силы и способности могли бы пробудиться и свободно развиваться» [Воспитание дошкольников в труде /под ред. В. Г. Нечаевой, - М. : «Просвещение», 1974 37]
Е. И. Тихеева и ее сотрудники подробно разрабатывали содержание «уголков природы», труд и наблюдения детей в них. Неотъемлемой частью обстановки детского сада. Значение индивидуальной ответственности за рост растений велико, но она может быть действенным средством воспитания при правильном сочетании индивидуального труда с коллективным, индивидуальной заботы с коллективной [Логинова В. И. Трудовое воспитание детей. - Л., 1979 г]
Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30—80 годы XX века. Трудами таких педагогов и психологов, как Е. И. Радина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, Г. Н. Година, Р. С. Буре, Я. З. Неверович, Д. В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания детей дошкольного возраста, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.
Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания детей дошкольного возраста. А современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпи-зодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания [Буре Р. С., Ключников Е. А. Воспитание настойчивости у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности// Дошкольная педагогика]
В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Высказанные вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей дошкольного возраста обосновывают актуальность проблемы и необходимость возврата к ее рассмотрению. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Особое значение приобретает позиция педагога, в основе которой лежит признание им дошкольника субъектом деятельности. Такая позиция обусловливает использование методов руководства деятельностью детей, всемерно учитывающих детские предложения, их поиск самостоятельных решений: не прямое указание «делать так» или «смотри, как я», а предло-жение, совет, вовлечение детей в совместное обсуждение, поддержка любых проявлений активности с их стороны. Решение этих задач окажет большую помощь в формировании личности ребенка, в воспитании нравственно-волевых качеств, важнейших при определении степени готовности к обучению его в школе [Буре Р. С. Дошкольник и труд. – Спб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004 – с. 8»
Таким образом, рассматривая исторический вопрос о проблеме трудового воспитания следует отметить, что данный вопрос не утерял актуальности, и именно поэтому авторы современных программ для решения вопроса, связанного с трудовым воспитанием используют разнообразные методы и приемы, акцентируя внимание на возрастные особенности, интересы и возможности ребенка. Важно отметить, что авторы программы выделяют следующие виды детского труда : самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей, хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка, труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду, ручной труд ( подтверждение порядка группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.)
При реализации выделенных видов труда предусмотрены три формы организации трудовой деятельности детей : поручения (индивидуальные и совмещенные, дежурства (индивидуальные и совмещенные, коллективный труд