Татьяна Валерьевна Олемская
Что такое экологическая охота, или Размышления на тему экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое экологическая охота, или Размышления на тему экологического воспитания дошкольников
Однажды утром, собираясь на работу, смотрела научно-популярный фильм. Речь шла, казалось бы, о надоевшей многим теме глобального потепления. Об этом часто говорят и спорят учёные, а мы, обыватели, бывает, возмущаемся в случае той или иной ситуации и не верим в то, что очень много делается для сохранения экологии. В то утро, любуясь мастерски отснятыми видами, казалось бы, бесконечной зимы в Арктике, я узнала, что на наших станциях не только изучают состояние снега и льда, но и сжигают все использованные предметы, необходимые человеку в быту. Это нужно для того, чтобы не засорять природу и не усугублять состояние протекающих процессов, оказывающих влияние на происходящие климатические изменения. Удивила информация о том, что вывозится даже зола. Учёные для нас сохраняют экологические процессы в Арктике, понимая, что даже зола может нанести глобальный ущерб. Если не сделать это, неизвестно, что произойдёт в будущем.
Публикация «Что такое экологическая охота, или Размышления на тему экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2017
Вспомнились слова: «Снег - чистый лист. Город рисует на нём свои узоры». Мне захотелось изменить эти слова: слово «рисунки» кажется наиболее подходящим. Мы не учёные, но даже мы, обычные люди, должны приложить все усилия, чтобы сберечь окружающую нас природу в родном городе. Это наш вклад в охрану окружающей среды.
В фильме прозвучали слова о детях, которым надо объяснять, что всё зависит от нас, и появились согревающие душу мысли о наших ребятах. Вспомнилось о том, как вместе мы делали бумажные фотоаппараты осенью и, гуляя по территории детского сада, влюблялись в берёзки в золотых парчовых сарафанах, любовались порхающими, словно бабочки, разноцветными листьями и каштаном-крепышом, который сбросил листву лишь под тяжестью выпавшего первого мокрого снега. Мы были счастливы, наблюдая, как меняется природа, придумывали описательные рассказы о белоснежных нарядах деревьев и кустов серебряной осенью, о белоснежной теплой постели для земли и травы, о нарядах, которыми порадовала кусты и деревья зима-рукодельница. Дети делились впечатлениями и радовались красоте. Помогали им бумажные фотоаппараты. Это была настоящая экологическая охота!
Мы беседовали о том, что надо делать, чтобы сохранить окружающую природу, рисовали схемы, рисунки, создали альбом «Люби и береги природу родного края», модель «Береги Землю и она спасёт тебя». Дети делились впечатлениями о том, какую непоправимую опасность представляет брошенная на землю батарейка, выброшенный разбитый ртутный градусник, работающие без специальных фильтров предприятия, брошенный рядом с урной мусор. И это тоже была экологическая охота.
Дети очень наблюдательны. Они радуются, когда выходят на прогулку, очищают дорожки от снега и восхищаются высотой белоснежных сугробов, рассматривают слои снега, строят снежные постройки, рисуют палочкой на снегу. Они огорчаются, когда снег засыпают реагентами и солью, которые ранят лапы домашних любимцев, собак и кошек. Они с болью слушают и рассказывают историю о выброшенных на мороз беспомощных котятах, которым холодно и голодно, и радуются, когда узнают о добрых людях, нашедших для этих крохотных пушистых существ хозяев. Отрадно было узнать и детям и нам, взрослым, что подобрала жалобно мяукающих котят воспитательница нашего детского сада, а добрые люди, к которым она обратилась за помощью, откликнулись. Наши ребята понимают, как это важно, потому что три года вместе с родителями помогают приюту для бездомных животных в нашем городе.
«Снег - чистый лист. Город рисует на нём свои рисунки». Эта тема экологической охоты, на которую каждый день отправляются наши дети, не задумываясь о том, что всё увиденное и проанализированное – это результат знаний, полученных в процессе многочисленных бесед, чтения художественной литературы, обсуждения разных ситуаций, фоторепортажей о том, что увидели во время прогулок с родителями. А ещё это труд души растущего ребёнка. Брошенный на снег, а не в мусорный бак, мусор… Фантики, которые лежат на гладком льду катка… Машины, которые моют прямо во дворе… Кормушки для птиц, которые кто - то ломает… Огромные горы грязного, перемешанного с песком снега, на улицах города… Разве это может радовать? Наших ребят это огорчает. Нас же радует их неравнодушие.
«Снег - чистый лист. Город рисует на нём свои рисунки». Очень хочется, чтобы желание замечать, делиться, переживать и заботиться стало мировоззрением человека, несущего ответственность за то, что происходит и окружает. Очень хочется верить, что так будет в будущем. Очень хочется увидеть фоторепортажи, в которых не будет отражения проблем, а будет ощущение гармонии в душе от мысли «Снег - чистый лист. Город рисует на нём свои рисунки».