Елена Краснова
Анализ педагогической статьи Р. В. Бессонова, О. П. Околелова «Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс»
▼ Скачать + Заказать документы
Я обратила внимание на данную статью, содержащуюся в журнале "Педагогика" (№7, 2006г., она меня заинтересовала, я решила поделиться анализом прочитанного. Я считаю, данная статья показывает нам до сих пор, актуальную для нас проблему. Мне кажется она редко обсуждается и ее нужно обсуждать.
Публикация «Анализ педагогической статьи Р, В, Бессонова, О, П, Околелова „Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
В статье рассматривается такая тема, как профориентация у учащихся профильных школ. К числу фундаментальных проблем профильного обучения авторы относят соотношение обучения и становления у школьников компетентности, необходимой для избранного профиля. Так же авторы считают, что для профильной системы обучения необходима разработка технологий проектирования такого учебного процесса, который давал бы оптимальный результат в разрешении проблем профильной школы. Я считаю, что с ними можно согласиться, потому что школам с особой обучающей системой требуются особые, только им подходящие технологии обучения.
Р. В. Бессонов и О. П. Околелов напоминают нам, что для современных выпускников главное сейчас, это сформировать определенные понятия о профессиональной подготовке, о будущей профессии. Я считаю, что учащиеся должны иметь понятия о всех новых и уже бытующих профессиях, а иначе невозможно определиться с выбором будущей профессии. Поэтому, как мне кажется, это есть самая главная цель в дидактике профильного обучения.
В своей статье авторы предложили логику процесса формирования у старшеклассников ключевых компетенций, состоящую из 6 составляющих. Главная мысль в том, чтобы избавить учащихся от лишних перегрузок, как физических, так и психических, и в том, чтобы обеспечить каждому обучение по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей возможности каждого ученика, ну и интегрировать содержание учебных предметов в соответствии с государственными стандартами. По моему мнению так и должно быть в школах профильного обучения,и соответствовать такой логике. Это оптимальный вариант для того, чтобы добиться каких-либо результатов.
Так же, соглашусь и с четырьмя принципами, выделенными авторами, присущими профильному обучению :
1. обращенность к самореализации;
2. динамичность (по мере развертывания процесса обучения ученик может менять прежние установки в связи с изменением образовательной ситуации);
3. ведущая деятельность (когда существует возможность отыскать варианты, соответствующие его возможностям);
4. единство процессуальных составляющих (профильное обучение как целостная дидактическая система должно обеспечивать дидактическую интеграцию процессов обучения, учения, самообразования и т. д.)
Данные принципы могут послужить помощниками для реализации навыков, имеющихся у старшеклассников, т. е. ученик, действуя по этим принципам проявляет во всей своей полноте самого себя, свои знания, умения, навыки, приобретенные самим же. Здесь важно, в процессе обучения дать ученику возможность действовать так, как он считает нужным, но и одновременно смотреть за его деятельностью, для того, чтобы "не перегибал палку".
Так же, авторы данной статьи останавливают свое внимание на ситуативном образовании - это процесс, функционирующий на основе последовательного разрешения учащимися образовательных ситуаций, когда изначально ученику отводится ведущая роль в организации и управлении процессом обучения.
По моему мнению такое обучение может иметь успех в профильных школах, т. к. оно предоставляет учащемуся выбор одного из вариантов модели обучения, связанного с конкретными характеристиками образа профессии, делает возможным выбор средств получения результатов, соответствующих поставленным целям; позволяет проектировать новые задачи и давать рекомендации по дальнейшему развитию у учащихся образа профессии.
Данная в статье система ведущих положений, способствующая изучению профильных учебных дисциплин, частично совпала с моими представлениями. Моя система в сравнении с системой Околелова и Бессонова была не полной, в нее входили только научность и приоритет прикладных задач. В то время, как в систему Околелова и Бессонова входят 4 составляющих: 1) Комплексность - охватывает все взаимосвязи конкретного учебного плана; 2) Целостность - научная целостность; 3) Научная актуальность - содержание ведущих тем отражает современные достижения соответствующих областей науки; 4) Приоритет прикладных задач - на уроках на овладение учащимися практических навыков, в первую очередь, решаются прикладные задачи, связанные с формированием ключевых представлений о профессии.
В целом статья отвечает актуальности, которая так необходима научным статьям. В целом моё отношение к данной статье положительное. В ней отражены главные мысли, относящиеся к профильному обучению. На эту научную статью можно опираться в процессе обучения. Она отвечае всем требованиям, поставленным для научных статей.