Карина Буракова
Анализ работы В. Сухомлинского «Воспитание коллективизма у школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе «Воспитание коллективизма у школьников», «В. А. Сухомлинский раскрывает особенности воспитания личности в коллективе : коллектив является основной социальной средой, где воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности; нельзя переносить на ученический коллектив социологию взрослого коллектива (это касается аспекта осуждения ребенка коллективом за ошибки); в центре внимания всей технологии воспитания – ученик с его здоровьем, убеждениями, деятельностью, активной позицией; каждый ученик должен иметь посильное задание, чтобы каждый «пережил радость собственного обновления»; – выговоры, внушения нужно делать наедине, а поощрения – в коллективе; чем меньше коллектив занимается разбирательством конфликтов, тем больше воспитательная его сила в возвышении духа ребенка через коллектив; коллектив достигает цели тогда и там, где гуманное отношение друг к другу и гармоническое развитие каждого является главной целью, где есть культ Справедливости, Свободы, Разума, Человека; коллектив создается совместным трудом школьников, в процессе которого они взаимно обогащают друг друга; доказывал целесообразность макаренковских разновозрастных коллективов.
Публикация «Анализ работы В, Сухомлинского „Воспитание коллективизма у школьников“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цитаты:
«Коллектив – это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей».
«… воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».
«Коллектив становится воспитывающей силой в такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями».
«Дети должны убедиться в том, что, достигнув цели, выполнив ту или иную работу, они станут лучше, жизнь их будет интереснее. Главным результатом проделанного должно быть коллективно пережитое чувство морального удовлетворения, гордости».
«Следует избегать ставить перед учениками младших классов такие общие цели, как успешное окончание учебного года, переход в следующий класс и т. п., так как это еще не может побудить детей к активной коллективной деятельности. Если и возможна далекая перспектива в жизни коллектива младших школьников, то она всегда должна быть связана с чем-то очень ярким, волнующим, с радостным событием».
«Есть мастера-воспитатели, умеющие добиться того, что дети с волнением ожидают не какого-нибудь праздника, а самого обыденного будничного события, например сбора металлического лома или древонасаждения».
«Детей воспитывает помощь не только друг другу, родителям, но и другим людям, не входящим в круг их обычного общения: старикам, инвалидам, всем, кто нуждается в помощи. Помощь эта должна быть не время от времени, а постоянна. Нельзя представить себе высокоидейное воспитание ученического коллектива без такой помощи. Она является наиболее конкретным, доступным детскому пониманию выражением социалистических взаимоотношений советских людей».
Отношение к прочитанному: наше время – время индивидуализации. К сожалению, это относится не только к индивидуализации подходов к человеку, но и к индивидуализации самого человека, в том числе и ребёнка, оторванности его от групп. Современные дети зачастую предпочитают компанию гаджетов компании сверстников. В это аспекте достаточно интересно почитать, как это было в прежние времена, когда коллектив зачастую ставился во главу всего.