Карина Буракова
Анализ работы В. Шаталова «Куда и как исчезли тройки»
В книге В. Ф. Шаталова рассказывается о поисках учителями г. Донецка методических средств и приемов, способствующих повышению эффективности обучения на уроке и качества знаний учащихся. Основное внимание уделяется вопросам оптимальной организации урока, в частности рациональному распределению времени урока, взаимоотношениям учителя и учащихся на уроке, развитию речи учащихся.
Цитаты:
«- Странно,- говорят они после урока, – ваши шестиклассники отвечают значительно грамотнее, четче и обстоятельнее, чем студенты первых курсов».
Публикация «Анализ работы В, Шаталова „Куда и как исчезли тройки“» размещена в разделах
«За 45 минут урока Борис Владимирович задал ребятам более 140 вопросов, и на каждый из них ребята ответили безупречно четко. А сколько было поднятых рук!»
«Закончился урок, и первая учительница этих ребят не смогла сдержать слез».
«Итог (по каждому предмету) : 22 пятерки, 8 четверок и только 3 тройки».
«Стоит ли после этого удивляться, что к окончанию школы знания ребят стали еще более совершенными, и 24 из них имели в аттестатах об окончании средней школы четверки и пятерки, а 5 из них – одни только пятерки. Три ученика награждены золотыми медалями».
«- Вообще, конечно, все это потрясает. И активность, и дисциплина, и глубина знаний. Одно только вызывает большие сомнения – речь. Ведь это же маленькие Демосфены! У меня в классе и двух таких не сыскать, каких сегодня я видел и слышал полкласса».
Отношение к прочитанному:
По итогам анализа книги возникает впечатление о том, что работа педагогов в то время была крайне сложной благодаря достаточно ограниченному числу средств обучения, столь отличному от современного. Но с какой любовью они её делали! Очень понравился текст «При наличии одного магнитофона прослушивание записей поручается учителя ученику параллельного класса во внеурочное время. Эта почетная работа доверяется только лучшим учащимся. Не чаще одного раза в учебную четверть» – насколько он не соизмерим с современной реальностью, когда аудиозапись уже не является чем-то исключительным.