Галина Овчарова
Анализ работы школы раннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы Школы раннего развития ребенка «Успех» МБУ ДО ГЦВР «Досуг»
педагога д. о. Овчаровой Г. Л.
Школа раннего развития «»Успех» по подготовке детей к обучению в школе в возрасте 4 – 6 лет. По списку в 8 группах 106 человек – 10 чел. из них второй год, 8 чел. третий год и 2 чел. четвертый год обучения.
Цель работы на 2018 – 2019 учебный год:
Темочки:
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств
2. Развитие познавательных процессов, самостоятельности мышления.
3. Формирование позитивной мотивации.
Задачи:
1. Развитие наглядно – образного и формирование словесно – логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
2. Формирование приё мов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
3. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
4. Развитие общеучебных умений : умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
5. Развивать умение общаться со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
6. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
7. Сохранение и укрепление здоровья, через использование здоровьесберегающих технологий.
Воспитательная и образовательная работа в школе «Успех» строилась согласно задачам годового плана:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Развивать любознательность, активность, инициативность и самостоятельность.
3. Развивать индивидуальные особенности детей.
4. Осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями, ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.
Для реализации поставленных задач в школе созданы условия для полноценного и своевременного развития детей. Подход к детям, организация занятий и индивидуальной работы строится исходя из индивидуальных способностей и возможностей каждого ребёнка. Занятия проходили в игровой форме. В свободной деятельности с детьми организовывались игры, целью которых было формирование у детей навыков общения и самостоятельности; умения подчинятся правилам, действовать по инструкции. Так же в работе с детьми использовались различные развивающие методы : проблемные ситуации, детское экспериментирование, что способствует развитию детской любознательности, познавательной активности.
Образовательный процесс строился на основе авторской комплексной программы образования и развития детей 4 -6 лет ШРР «Успех».
В программе чётко обозначены критерии знаний, умений и навыков детей в начале года и на выпуске. В программе даны разработки :
Порядок, сроки проведения и итоги диагностики
Тематическое планирование
План мероприятий: школьных, групповых (сроки, итоги,
Порядок и план работы с родителями,
Так же были использованы элементы авторских технологий:
• «По дороге к Азбуке» развитие речи и обучение грамоте Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
• «Игралочка», «Раз – ступенька, два – ступенька…» практический курс математики Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина
• «Ты - словечко, я словечко…» риторика для детей 5 – 6 лет З. И. Курцева
• «Здравствуй, мир!» А. А. Вахрушев
• «Синтез искусств» О. А. Куревина, Г. Е. Селезнёва
Программа даёт возможность соответствовать стандартным требованиям по дошкольному образованию и ограниченно вводить ребёнка в школьное образование.
Структура программы:
Программа определяет те знаний и умения, которыми должен овладеть каждый ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе выделяется пять курсов:
1. Курс «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте» представлен занятием:
«Веселая азбука»
Цель: обогащение активного словаря, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ – рассуждение; развивать фантазию, воображение, словесного творчества, развитие звуковой культуры речи, звуко – слоговой анализ слов; подготовка руки к письму; подготовка к обучению чтению; знакомство с произведениями детских писателей и творчеством народов мира.
Программа рассчитана на три года обучения, для успешной реализации программы планировала и проводила по 1 занятию в неделю.
Занятия проводятся в учебно-игровой форме. Дети попадали в разные игровые ситуации; выполняя речевые задания – помогали героям решать возникшие проблемы.
В процессе занятий дети научились:
• развитию диалогическую речь, что способствовало развитию речевой активности;
• расширять словарный запас;
• контролировать собственную речь, что способствовало развитию грамматического строя речи;
• связной речи;
• формированию культуры речи;
• правильной артикуляции речевого аппарата;
• выделять звуки в начале слова;
• давать характеристику звукам (гласный – поющийся; согласный – не поющийся)
• делить слова на части;
• определять слова предметы, признаки, действия;
• составлять рассказы, сказки.
На занятиях дети знакомились с творчеством детских писателей, учили стихи, готовили руку к письму.
Все поставленные задачи по циклу выполнены.
Диагностика по курсу программы «Веселая азбука»
Подготовка к обучению грамоте.
Результаты диагностики показали:
• умеют делить слова на слоги – 85% детей;
• умеют называть слова с заданным звуком – 52% детей;
• умеют проводить звуковой анализ слова – 7% детей;
• различают гласные и согласные – 63% детей;
• различают твёрдые и мягкие звуки – 56% детей;
• понимают роль звука в слове – 56% детей;
• умеют определить ударение – 52% детей;
• могут отличить слово и предложение – 67% детей;
• имеют дефекты речи – 70% детей (17 детей).
Диагностика уровня усвоения программы
по курсу «Веселая азбука»
Результат анализа показал :
• Высокий уровень усвоения материала – 18,5% детей;
• Средний – 33,3% детей;
• Низкий – 48,1% детей;
• Риск дизграфии – 48,1% (13 детей).
Диагностика развития моторики.
Результаты диагностики развития мелкой моторики :
• Правильно держат ручку или карандаш – 85,2%;
• Самостоятельно работают с мелким материалом – 100%;
• Самостоятельно работают ножницами, линии разреза ровные без надрывов – 100,%;
• Видят клетку – 44,4%; строку – 48,1%;
• Пишут элементы букв (письменных) без помощи взрослого и без опоры на точки – 29,6%;
• Копируют письменные элементы букв, короткие слова – 37%
Уровень развития моторики
• Высокий – 40,7%;
• Средний – 48,1%;
• Низкий – 11,1% (3 ребёнка)
Исходя из итогов работы по разделу программы «Веселая азбука2. Подготовка к обучению грамоте», определена цель:
Комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей.
Задачи:
1. Развитие связной речи :
• Обучение ответам на вопросы, диалогической речи.
• Обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре.
• Обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок.
• «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Лексическая работа :
• Обогащение словарного запаса.
• Создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)
3. Развитие звуковой культуры речи:
• Развитие артикуляционного аппарата.
• Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
4. Развитие фонематического звука:
• Выделение звука в начале, середине и конце слова; определение положения звука в слове.
• Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных
5. Обучение звуко – слоговому анализу :
• Звуковой анализ состава слогов и слов.
• Дифференциация понятий «звук» и «буква»
• Соотнесение букв и звуков
6. Работа по развитию мелкой моторики.
2. Курс «Заниматика» представлен интегрированными занятием:
Цель: развитие умения рассуждать строго, логически и одновременно развивать фантазию и творческое воображение развитие мышления, творческих способностей, интереса к математике.
Программа рассчитана на три года обучения, поэтому для успешной реализации программы планировала и проводила по 1 занятию в неделю.
Занятия проходили в игровой форме. Ход занятий планировала так, чтобы новые знания не давались в готовом виде, а постигались путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
В процессе занятий дети научились:
• Применять приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
• Аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• Обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
• Владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Задания способствовали формированию мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; увеличению объёма памяти и внимания.
Все поставленные задачи по циклу выполнены.
Диагностика развития элементарных математических представлений
• Умеют считать до 10 без опора на счётный материал – 77,8%;
• Умеют считать в обратном порядке – 44,4%;
• Соотносят счёт предметов без названия итогового числа – 74,1%;
• Соотносят счёт предметов с названием итогового числа – 55,6%;
• Умеют сравнивать группу предметов путём пересчёта – 77,8%;
• Знают цифры, не путают – 59,3%;
• Соотносят цифру и число – 59,3%;
• Пишут цифры под диктовку, без ошибок – 40,7%;
• Знают место число в ряду – 66,7%;
• Считают до 20 и дальше – 40,7%;
• Устный счёт в пределах 10, ±1; ±2 – 70,4%;
• Умеют решать задачи – 70,4%;.
Анализ уровня усвоения программы
• Высокий – 48,1%;
• Средний – 11,1%;
• Низкий – 40,7% (12 детей)
Исходя из итогов работы по разделу программы «Заниматика» на следующий учебный год, определена цель:
Комплексное развитие личности ребёнка : развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Формирование мыслительных операций.
3. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
4. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
5. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
3. Художественно – эстетический курс представлен занятиями:
3.1. «Родной край в художественном творчестве»
3.2. «Поиграйка»
Цель: способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребёнка с собеседником в разных речевых ситуациях. Совершенствовать невербальные средства общения.
Для успешной реализации программы планировала и проводила по 1 занятию в неделю
В процессе занятий дети научились:
• Речевому этикету в разных ситуациях общения
• Выразительности устной речи
• Внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего.
На занятиях дети знакомились с правилами общения со сверстниками и взрослыми. Решали разные ситуативные задачи. Помогали мультяшным героям решать проблемы возникшие при общении друг с другом, аргументируя выводы.
Все поставленные задачи по циклу выполнены.
Диагностика развития социальных навыков показала:
Уровень развития общения со взрослым
• Трудностей в общении со взрослым не испытывает – 66,7%;
• Имеют небольшие трудности в общении со взрослым – 22,2%;
• Испытывают серьёзные трудности в общении со взрослыми -11,1% (3 ребёнка)
Уровень развития общения со сверстником
• Трудности в общении со сверстниками не испытывают, либо трудности ситуативные - 74,1%;
• Не умеют устанавливать контакт со сверстниками – 14,8%;
• Имеют серьёзные трудности в общении со сверстниками – 11,1% (3 ребёнка)
Диагностика мотивации к школьному обучению на первом году посещения группы предшкольной подготовки не проводится, так как в силу своих возрастных особенностей дети к школе проявляют интерес как к игре.
Цель: знакомство с целостной картиной мира.
Для успешной реализации программы планировала и проводила по 2 занятия в неделю.
В процессе занятий дети научились:
• Использовать полученные знания, выполняя конкретные задания
• Видеть взаимосвязь ребёнка с окружающей действительностью
• Различать произведения живописи и скульптуры.
• Соотносить явления действительности и их отражение в произведениях искусства
• Созданию различных цветовых пятен
• Определять цвет, объёмы, материалы в окружающем мире.
• Внимательно рассматривать произведения живописи
• Составлять плоскостные и объёмные композиции из природного материала.
• Составлять жанровые композиции из цветной бумаги.
Познакомились с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта.
На занятиях дети знакомились с цветным миром, временами года, и днями недели; вспомнили о наших друзьях – животных; находили ответ на вопрос «Какие мы?»
Все поставленные задачи по циклу выполнены.
Исходя из итогов работы по курсу программы на следующий учебный год, определена цель:
Всеобщая связь ребёнка с окружающей его действительностью
Задачи:
1. Осмысление имеющегося у детей опыта через знакомство с целостной картиной мира;
2. Обеспечить развитие дошкольника, определяющее готовность его к школьному обучению (линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия мотивационной готовности)
3. Осознание слов, произносимых детьми.
Все поставленные задачи по циклу выполнены.
Исходя из итогов работы по курсу программы «Путешествие в прекрасное» на 2010 – 2011 учебный год, определена цель:
Формирование навыков анализа произведений искусств на основе средств художественной выразительности
Задачи:
1. Формирование восприятия настроения произведений искусства посредством музыки, изобразительного искусства, ритмики.
2. Формирование восприятия темпо – ритма произведений искусства.
3. Познакомить с основами композиционного строения произведений искусства.
Адаптационный период.
По состоянию на май 2010 года уровень адаптации составил:
Высокий– 74,1%
Средний – 22,2%
Низкий – 3,7% (1 ребёнок)
Затянулся период адаптации у одного ребё нка:
Мерасат Данила – частые пропуски, очень ленивый, полное безразличие к учебной и игровой деятельности, воспитанием занимается мама, у родителей по отношению к ребёнку завышена самооценка.
Численность детей в группе
кол-во детей 6лет в начале года
в течение года кол-во детей на конец года
прибыли выбыли
З5 2 33
Группа пополнялась детьми в течение года
Возрастной состав группы
Группу посещают дети в возрасте:
4 года – 26,7%
5 лет – 60%
6 лет – 13,3%
Статистика посещения группы
Как видно из диаграммы в течение учебного года стабильно группу посещали 71% детей.
Самыми посещаемыми месяцами стали:
Сентябрь – 75,7%
Ноябрь – 73,5%
Январь – 74,1%
Февраль – 74,4%
Март – 74,6%
Апрель – 83,4%
Низкая посещаемость была в декабре – 49,4%
Большой процент заболеваний составил:
Октябрь – 24,9%
Ноябрь – 21,6%
Декабрь – 22,8%
Март – 18,2%
Пропуски без уважительных причин составили:
Декабрь – 27,8%
Февраль – 20,4%
Май – 28,5%
Социальный паспорт группы
• Дети из полных семей – 67%;
• Дети из неполных семей (один родитель) – 15%;
• Опекунские семьи - 0%
• Дети из многодетных семей (более 3-х детей) – 33%;
• Дети из семей, где оба родителя работают – 30%;
• Дети из семей, где оба родителя не работают – 4%
• Семьи, стоящие на учёте в соц. защите – 74%;
• Малообеспеченные семьи – 74%;
• Достаточно обеспеченные семьи – 22%;
• Дети из семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками - 1%
• Дети из числа благополучных семей – 96,2%
• Дети из семей группы риска – 10% (2 ребёнка)
В течении года была предложена работа по вовлечению семьи в образовательный процесс, установлению с родителями партнерских отношений:
1. Выставка рисунков родитель + ребенок по свободной теме;
2. Участие в инновационном проекте по конструированию «Вместе строить веселей»
3. Создание буклетов в помощь родителям будущих первоклассников.
4. Изготовление лепбука ко конструированию
5. Оформление выставки «Наш город»
Многие родители участвовали в воспитательно-образовательном процессе: посещали занятия, принимали участие в подготовке к мероприятиям: «Здравствуйте, Мы вам рады» общедосуговое, «Золушка осень». Новый год, «Счастливы вместе» семейный праздник, «До свидания, Досуг!» выпускной бал, «Лето -красное». Принимали участие в мероприятиях группы: «Будем знакомы!», «Страна под названием «Радуга», Математический КВМ, «В поиске пропавших слов». В группе сложились традиции: вместе отмечаем дни рождения, встречаем Осень, Зиму, Весну и Лето. В начале года начинаем с занятия «Моё любимое занятие», в конце проводим занятие «Это было здорово!». Участвуем в акции «Посылка солдату» и «Рождественский подарок»
Что не удалось выполнить:
1. Низкий уровень усвоения программного материала
2. Недостаточно времени на работу с детьми, имеющими дефекты речи
Причины:
1. Природный фактор (карантин, продолжительные морозы) частые и затяжные пропуски затянувшаяся адаптация низкий результат усвоения программ низкая мотивация не редко – конфликтность среди детского коллектива и даже отверженность детским коллективом дети просто забывали ребёнка.
Учитывая вышеперечисленные недостатки, недоработки по программам разработана модернизированная программа воспитания и обучения детей 6 -7 лет, целью которой будет:
1. Разностороннее развитие ребёнка;
2. Формирование у детей универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям;
3. Обеспечение равного старта.