Папки-передвижки

Анализ работы по самообразованию «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»

Лариса Молоствова
Анализ работы по самообразованию «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»

Анализ работы по самообразованию : «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»

Актуальность:

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

Публикация «Анализ работы по самообразованию „Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова“» размещена в разделах

Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.

Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, включающее пять отдельных сторон: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. При этом интеллектуальную готовность следует рассматривать особо.

В настоящее время при изучении готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании чуткого, внимательного читателя, который любит книги. Книга помогает ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства, развивать восприятие художественного слова. Любой ребенок дошкольного возраста является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых.

Ребёнок XXI века уже не тот, каким был его сверстник 20-30 лет назад. Он иначе воспитывается и развивается. У него появляются другие требования к жизни и представления о ней. Однако в своей природной основе детская душа неизменна, и это главное. Дети во все времена склонны радоваться добру, открыто смотреть на мир, наслаждаясь им и любить жизнь. Поэтому творчество С. В. Михалкова всегда будет актуально, а главное необходимо для интеллектуального, духовно-нравственного становления детей.

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством Сергея Михалкова.

А для достижения цели определила следующие задачи:

вовлечь детей в развивающее обучение, активизация познавательного интереса детей к творчеству С. В. Михалкова;

формировать умение понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, умение высказывать суждения, оценку прочитанного;

патриотическое воспитание, уважительное отношение к художественной литературе, культуре, стремление к знаниям на примере жизни поэта;

развивать общие речевые навыки, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, артикуляционную, тонкую и общую моторику;

совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

формировать умение обыгрывать сюжеты произведений.

воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению, умение слушать и слышать других;

развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;

развитие организационных навыков (умение работать в группах);

вовлекать детей в коллективное творческое дело (тематические рисунки, выставка работ, подбор материала по творчеству С. В. Михалкова);

приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:

1. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. - М., 1996.

2. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка. // ж. Детский сад от А до Я. – 2009, №1//

3. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.

4. Михалков С. В. Дядя Степа и другие. - М. : Детская литература, 1999.

6. Михалков С. В. Все начинается с детства. М. : Детская литература, 1983.

7. Чуприкова Н. И. Интеллектуальное развитие дошкольников. СПб, 2007.

8. Интернет – ресурсы.

В своей воспитательской деятельности я старалась использовать различные принципы работы :

• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип системности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения,

интеграционный принцип.

Методы и приё мы:

• Сбор информации;

Работа с литературой, интернет - источниками;

• Чтение произведений;

• Заучивание стихотворений;

• Рассматривание иллюстраций;

• Игры и игровые упражнения.

• Творческая работа.

Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.

В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с творчеством С. В. Михалкова.

В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась детям читать выразительно, завораживающе, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

Для приобщения родителей к развитию у детей интереса к книгам в октябре провела анкетирование «Книга в нашей жизни».

Также в течение года проводились дидактические и сюжетно-ролевые игры «Что нужно для супа», «Библиотека», «Поликлиника» В течение года был проведен ряд бесед направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности. Обсуждались рассказы из личного опыта. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки свои и сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

В декабре был проведен конкурс чтецов

В январе разучивали сценку «Бездельник Светофор». Дети приняли активное участие в распределении ролей, выучили песню. Родители приготовили необходимые костюмы.

В феврале ребята познакомились со стихотворением «Дядя Степа» Для наглядности мной была подготовлена мультимедийная презентация. По итогам знакомства с произведением была организована выставка рисунков.

С целью формирования читательского интереса и раскрытия творческого потенциала детей и семей в целом было проведено путешествие по страницам книг писателя, встреча с героями, соревнование команд «Знатоки» и «Почемучки» в знаниях его творчества. В ходе литературной викторины дети вспомнили пройденные произведения, отвечали на вопросы, угадывали произведения по иллюстрациям. В завершении путешествия всем участникам были вручены памятные жетоны.

Были получены следующие результаты:

Дети старшей группы познакомились с жизнью и творчеством С. В. Михалкова. Через знакомство с биографией писателя дети знакомились с историей страны.

Речь детей стала выразительнее. Дети соблюдают паузы, выделяют главное слово в предложении. Дети научились высказывать свои предположения. Дети стали относится к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.

Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.

В реализации темы по самообразованию активное участие приняли родители.

Вместе с родителями была организована выставка книг по творчеству писателя, готовились костюмы для инсценировки. Взаимодействие педагога +родители + дети дает определенный результат: сотрудничество, сопереживание, содействие.

Публикации по теме:

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Фотоотчет о конкурсе чтецов посвященный Дню рождения Сергея михалковаФотоотчет о конкурсе чтецов посвященный Дню рождения Сергея михалкова Недавно, в марте, в нашем детском саду мы провели конкурс чтецов, посвященный дню рождения Сергею Михалкову. В этом году 13 марта ему исполнилось.

Фотоотчёт о тематических мероприятиях к юбилею со Дня рождения Сергея Владимировича МихалковаФотоотчёт о тематических мероприятиях к юбилею со Дня рождения Сергея Владимировича Михалкова Фотоотчёт о тематических мероприятиях к юбилею со Дня рождения Сергея Владимировича Михалкова 13 март 2023 в подготовительной группе прошёл.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы по самообразованию «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»
Опубликовано: 21 октября 2024 в 20:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ работы по самообразованию «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Молоствова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября. Праздник режима дня. Передвижка «Режим дня дошкольника»

 Режим дня — это режим жизни. Насколько тщательно вы продумаете и внедрите режим в повседневность, настолько это положительно скажется на здоровье и воспитании дошкольника.

24 октября. День русской избы. Макет

Все мы, даже коренные городские жители, изначально родом из деревни. Поэтому важной составной частью нравственно-патриотического воспитания детей является их ознакомление с этими своими истоками. В...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД