Лариса Молоствова
Анализ работы по самообразованию «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы по самообразованию : «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»
Актуальность:
Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.
Темочки:
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Михалков С.В.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Чтение, детская литература
- Темочки
Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.
Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, включающее пять отдельных сторон: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. При этом интеллектуальную готовность следует рассматривать особо.
В настоящее время при изучении готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?
Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире.
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании чуткого, внимательного читателя, который любит книги. Книга помогает ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства, развивать восприятие художественного слова. Любой ребенок дошкольного возраста является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых.
Ребёнок XXI века уже не тот, каким был его сверстник 20-30 лет назад. Он иначе воспитывается и развивается. У него появляются другие требования к жизни и представления о ней. Однако в своей природной основе детская душа неизменна, и это главное. Дети во все времена склонны радоваться добру, открыто смотреть на мир, наслаждаясь им и любить жизнь. Поэтому творчество С. В. Михалкова всегда будет актуально, а главное необходимо для интеллектуального, духовно-нравственного становления детей.
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством Сергея Михалкова.
А для достижения цели определила следующие задачи:
вовлечь детей в развивающее обучение, активизация познавательного интереса детей к творчеству С. В. Михалкова;
формировать умение понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, умение высказывать суждения, оценку прочитанного;
патриотическое воспитание, уважительное отношение к художественной литературе, культуре, стремление к знаниям на примере жизни поэта;
развивать общие речевые навыки, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.
формировать умение обыгрывать сюжеты произведений.
воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению, умение слушать и слышать других;
развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;
развитие организационных навыков (умение работать в группах);
вовлекать детей в коллективное творческое дело (тематические рисунки, выставка работ, подбор материала по творчеству С. В. Михалкова);
приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:
1. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. - М., 1996.
2. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка. // ж. Детский сад от А до Я. – 2009, №1//
3. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.
4. Михалков С. В. Дядя Степа и другие. - М. : Детская литература, 1999.
6. Михалков С. В. Все начинается с детства. М. : Детская литература, 1983.
7. Чуприкова Н. И. Интеллектуальное развитие дошкольников. СПб, 2007.
8. Интернет – ресурсы.
В своей воспитательской деятельности я старалась использовать различные принципы работы :
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип системности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения,
• интеграционный принцип.
Методы и приё мы:
• Сбор информации;
• Работа с литературой, интернет - источниками;
• Чтение произведений;
• Заучивание стихотворений;
• Рассматривание иллюстраций;
• Игры и игровые упражнения.
• Творческая работа.
Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.
В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с творчеством С. В. Михалкова.
В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась детям читать выразительно, завораживающе, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Для приобщения родителей к развитию у детей интереса к книгам в октябре провела анкетирование «Книга в нашей жизни».
Также в течение года проводились дидактические и сюжетно-ролевые игры «Что нужно для супа», «Библиотека», «Поликлиника» В течение года был проведен ряд бесед направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности. Обсуждались рассказы из личного опыта. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки свои и сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
В декабре был проведен конкурс чтецов
В январе разучивали сценку «Бездельник Светофор». Дети приняли активное участие в распределении ролей, выучили песню. Родители приготовили необходимые костюмы.
В феврале ребята познакомились со стихотворением «Дядя Степа» Для наглядности мной была подготовлена мультимедийная презентация. По итогам знакомства с произведением была организована выставка рисунков.
С целью формирования читательского интереса и раскрытия творческого потенциала детей и семей в целом было проведено путешествие по страницам книг писателя, встреча с героями, соревнование команд «Знатоки» и «Почемучки» в знаниях его творчества. В ходе литературной викторины дети вспомнили пройденные произведения, отвечали на вопросы, угадывали произведения по иллюстрациям. В завершении путешествия всем участникам были вручены памятные жетоны.
Были получены следующие результаты:
Дети старшей группы познакомились с жизнью и творчеством С. В. Михалкова. Через знакомство с биографией писателя дети знакомились с историей страны.
Речь детей стала выразительнее. Дети соблюдают паузы, выделяют главное слово в предложении. Дети научились высказывать свои предположения. Дети стали относится к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
В реализации темы по самообразованию активное участие приняли родители.
Вместе с родителями была организована выставка книг по творчеству писателя, готовились костюмы для инсценировки. Взаимодействие педагога +родители + дети дает определенный результат: сотрудничество, сопереживание, содействие.