Приложение МААМ

Анализ работы по самообразованию «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»

Лариса Молоствова
Анализ работы по самообразованию «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ работы по самообразованию : «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»

Актуальность:

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

Темочки:

Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.

Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, включающее пять отдельных сторон: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. При этом интеллектуальную готовность следует рассматривать особо.

В настоящее время при изучении готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании чуткого, внимательного читателя, который любит книги. Книга помогает ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства, развивать восприятие художественного слова. Любой ребенок дошкольного возраста является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых.

Ребёнок XXI века уже не тот, каким был его сверстник 20-30 лет назад. Он иначе воспитывается и развивается. У него появляются другие требования к жизни и представления о ней. Однако в своей природной основе детская душа неизменна, и это главное. Дети во все времена склонны радоваться добру, открыто смотреть на мир, наслаждаясь им и любить жизнь. Поэтому творчество С. В. Михалкова всегда будет актуально, а главное необходимо для интеллектуального, духовно-нравственного становления детей.

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством Сергея Михалкова.

А для достижения цели определила следующие задачи:

вовлечь детей в развивающее обучение, активизация познавательного интереса детей к творчеству С. В. Михалкова;

формировать умение понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, умение высказывать суждения, оценку прочитанного;

патриотическое воспитание, уважительное отношение к художественной литературе, культуре, стремление к знаниям на примере жизни поэта;

развивать общие речевые навыки, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, артикуляционную, тонкую и общую моторику;

совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

формировать умение обыгрывать сюжеты произведений.

воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению, умение слушать и слышать других;

развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;

развитие организационных навыков (умение работать в группах);

вовлекать детей в коллективное творческое дело (тематические рисунки, выставка работ, подбор материала по творчеству С. В. Михалкова);

приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:

1. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. - М., 1996.

2. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка. // ж. Детский сад от А до Я. – 2009, №1//

3. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.

4. Михалков С. В. Дядя Степа и другие. - М. : Детская литература, 1999.

6. Михалков С. В. Все начинается с детства. М. : Детская литература, 1983.

7. Чуприкова Н. И. Интеллектуальное развитие дошкольников. СПб, 2007.

8. Интернет – ресурсы.

В своей воспитательской деятельности я старалась использовать различные принципы работы :

• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип системности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения,

интеграционный принцип.

Методы и приё мы:

• Сбор информации;

Работа с литературой, интернет - источниками;

• Чтение произведений;

• Заучивание стихотворений;

• Рассматривание иллюстраций;

• Игры и игровые упражнения.

• Творческая работа.

Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.

В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с творчеством С. В. Михалкова.

В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась детям читать выразительно, завораживающе, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

Для приобщения родителей к развитию у детей интереса к книгам в октябре провела анкетирование «Книга в нашей жизни».

Также в течение года проводились дидактические и сюжетно-ролевые игры «Что нужно для супа», «Библиотека», «Поликлиника» В течение года был проведен ряд бесед направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности. Обсуждались рассказы из личного опыта. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки свои и сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

В декабре был проведен конкурс чтецов

В январе разучивали сценку «Бездельник Светофор». Дети приняли активное участие в распределении ролей, выучили песню. Родители приготовили необходимые костюмы.

В феврале ребята познакомились со стихотворением «Дядя Степа» Для наглядности мной была подготовлена мультимедийная презентация. По итогам знакомства с произведением была организована выставка рисунков.

С целью формирования читательского интереса и раскрытия творческого потенциала детей и семей в целом было проведено путешествие по страницам книг писателя, встреча с героями, соревнование команд «Знатоки» и «Почемучки» в знаниях его творчества. В ходе литературной викторины дети вспомнили пройденные произведения, отвечали на вопросы, угадывали произведения по иллюстрациям. В завершении путешествия всем участникам были вручены памятные жетоны.

Были получены следующие результаты:

Дети старшей группы познакомились с жизнью и творчеством С. В. Михалкова. Через знакомство с биографией писателя дети знакомились с историей страны.

Речь детей стала выразительнее. Дети соблюдают паузы, выделяют главное слово в предложении. Дети научились высказывать свои предположения. Дети стали относится к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.

Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.

В реализации темы по самообразованию активное участие приняли родители.

Вместе с родителями была организована выставка книг по творчеству писателя, готовились костюмы для инсценировки. Взаимодействие педагога +родители + дети дает определенный результат: сотрудничество, сопереживание, содействие.

Публикации по теме:

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Фотоотчет о конкурсе чтецов посвященный Дню рождения Сергея михалковаФотоотчет о конкурсе чтецов посвященный Дню рождения Сергея михалкова Недавно, в марте, в нашем детском саду мы провели конкурс чтецов, посвященный дню рождения Сергею Михалкову. В этом году 13 марта ему исполнилось.

Фотоотчёт о тематических мероприятиях к юбилею со Дня рождения Сергея Владимировича МихалковаФотоотчёт о тематических мероприятиях к юбилею со Дня рождения Сергея Владимировича Михалкова Фотоотчёт о тематических мероприятиях к юбилею со Дня рождения Сергея Владимировича Михалкова 13 март 2023 в подготовительной группе прошёл.

Фотоотчёт «Увлекательное путешествие по произведениям Сергея Михалкова»Фотоотчёт «Увлекательное путешествие по произведениям Сергея Михалкова» 30 августа для ребята подготовительной к школе группы "Весёлые пчёлки" МДОУ "Детского сада "Почемучка" г. Переславля-Залесского, прошла.

Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области.

Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства» Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства Подготовительная группа Яркие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы по самообразованию «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»
Опубликовано: 21 октября 2024 в 20:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ работы по самообразованию «Интеллектуальное развитие детей через знакомство с произведениями Сергея Михалкова»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Молоствова (УИ 2104108) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД