Наталия Николаевна
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Неговора Н. Н. МБДОУ детский сад № 43 «Теремок» (далее МБДОУ) в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в МДОУ. Программа представляет собой целостную, систематизированную, четко структурированную модель коррекционной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 5 до 7 лет. В программе представлены :
Публикация «Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
- задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей;
- диагностика индивидуального развития детей,
- комплексно-тематическое планирование,
- система коррекционно-развивающей работы,
- организация режима дня,
- взаимодействие с участниками образовательного процесса,
- организация предметно-пространственной развивающей среды,
- методическое обеспечение программы.
«Программа» разрабатывалась с учетом положений дошкольной и коррекционной педагогики, специальной и возрастной психологии. «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Программа разработана в соответствии с :
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 года,
- Концепцией дошкольного воспитания,
- Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, СанПин № 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г
- Уставом МБДОУ детский сад № 43 «Теремок»
- Положением об организации работы групп компенсирующей направленности в МБДОУ,
- Адаптированной основной образовательной программы МБДОУ № 43 «Теремок»,
- Коррекционной программы Н. В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
- Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность учителя-логопеда образовательного учреждения.
- Программой развития и образовательной программой МБДОУ детский сад № 43 «Теремок».
При составлении программы также были использованы разработки отечественных ученых в области специальной педагогики и психологии. Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка, а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе :
• Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
• Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
• Право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;
• Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. Используются разнообразные формы работы логопеда с родителями в ДОУ:
• Родительские собрания.
• Рекомендации для занятий с детьми дома.
• Тестирование и анкетирование.
• Дни открытых дверей.
• Родительские пятиминутки.
• Консультации - практикумы.
• Праздники и развлечения.
• Организация выставок.
• Проектная деятельность.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. После проведения диагностического обследования учитель-логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) подробную информацию о ребенке и разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком, и делает акцент на необходимость совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Логопед помогает определить формы организации работы с ребёнком - логопатом в домашних условиях. Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьёй, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. Анкетирование родителей играет немаловажную роль в совместной работе логопеда и семьи. Оно позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учётом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь. Основной формой взаимодействия с родителями служит тетрадь для домашних рекомендаций. Рекомендации в такой тетради даются не только на звукопроизношение, но и на формирование словаря, грамматического строя речи, на развитие внимания и памяти. Учитель-логопед :
- планирует и координирует совместную работу с родителями,
- устанавливает партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создаёт атмосферу общности интересов;
- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях; - обучает родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Речевые праздники необходимы для закрепления пройденного материала, для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки ребёнка. Очень важно максимальное участие родителей и детей в праздниках, тематика которых охватывает разные стороны речевого развития. Краткая презентация программы знакомит родителей с особенностями коррекционно-развивающей работы в группах комбинированной направленности, способствует психолого-педагогическому просвещению.