храпова оля
Анализ педагогических технологий дошкольного образования и их применений в педагогическом ресурсе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Анализ педагогических технологий дошкольного образования и их применение в педагогическом процессе ДОУ"
1)Сведения о типе и названии технологии, авторы;
2)Концептуальные основы технологии, преимущества перед другими технологиями;
3)Опыт применения в практике ДОУ.
1) Информационно – коммуникационная технология; Шарапова М. И. - М. : МГУП, 2004. - 224 с. 15. Яковлев А. И.
Публикация «Анализ педагогических технологий дошкольного образования и их применений в педагогическом ресурсе ДОУ» размещена в разделах
Предметом рассмотрения данной статьи являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ, так как создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает их широкое применение в образовании. В статье также даются классификация и характеристики ИКТ. В качестве примера одной из составляющих ИКТ описывается цифровой образовательный ресурс (ЦОР, его цели, задачи, компоненты и их содержание. Одним из видов ЦОР является библиотека электронных наглядных пособий (БЭНП).
2) Во-первых, внедрение ИКТ в образование значительно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования
традиционной системы образования в свете требований современного общества.
3) Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
• Достижение поставленных целей планируются через реализацию следующих задач:
• использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
• сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
• формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
• направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
• дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
1) Здоровье сберегающие технологии; Голобородько Н. В. ,2013, С. 82-85.
Здоровье сберегающие образовательные технологии» (далее — ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения.
Здоровье сбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровье сбережение как ценность государственная, общественная, личностная. Здоровье сберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой — приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы, включает последовательное формирование в школе (или в другом образовательном учреждении) здоровье сберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровье сберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.
2) Цели, преследуемые в ходе реализации здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий :
-разработка и реализация представлений о сущности здоровья;
-разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;
-формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;
-реализация индивидуальных оздоровительных программ;
-овладение методиками и методами современных здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях;
-познание индивидуальных особенностей организма;
-создание информационного поля по проблеме: «Здоровье сберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса»
-создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровье сберегающего сопровождения, внедрения здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательную систему дошкольного образовательного учреждения.
3) Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ:
Первое направление-комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
• осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
• осмотр детей специалистами детской поликлиники;
• диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
• выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
• диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
Второе направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:
• утренняя гимнастика;
• физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
• занятия с использованием мини – тренажеров;
• ритмика;
• гимнастика после сна;
• ежедневный режим прогулок;
• создание необходимой развивающей среды;
• строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
• проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
• музыкальные занятия;
• занятия по формированию здорового образа жизни.
Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
• босохождение;
• умывание;
• ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
• воздушные ванны в облегченной одежде;
• гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
1)Игровые технологии; Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников : методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. — М. : КНОРУС, 2016. — 112 c.
Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
• Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
• Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
• Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
• Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
• Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
• Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем.
2)Особенностью игровых технологий является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.
Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.
3) Использование игровой обучающей ситуации в педагогическом процессе важно по целому ряду причин:
• они дают возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствуют становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствуют потребностям детей в общении и познании окружающей природы, поэтому они должны быть так же широко использованы в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;
• непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
• непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
• все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;
• в игровой комплекс включаются игры и игровые обучающие ситуации на развитие разных анализаторов (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
• экологические знания, полученные в игровой деятельности и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.