Искендерова Ламия
Анализ педагогических ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ педагогических ситуаций как форма оценки уровня квалификации педагогических работников
Педагогическая ситуация
Ситуация - (от латин. situs - положение, расположение) – совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение.
Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, которая возникла в повседневной работе и породила педагогические задачи, требующие решения.
Педагогическая ситуация
способы взаимодействия
Учитель --- Ученик
Публикация «Анализ педагогических ситуаций» размещена в разделах
Педагогическая задача :
• осмысление сложившейся педагогической ситуации
• принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Виды педагогических ситуаций.
• Ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.
• Ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Классификации педагогических ситуаций:
Брюйн де Поля выделяет следующие ситуации: ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема.
В. С. Безрукова классифицирует ситуации на основе следующих признаков: по месту возникновения и протекания: на уроке, на воспитательном мероприятии, дома и т. д. ; по участникам: учащийся – учащийся, учащийся – учитель, учащийся – родитель и др. ; по заложенным противоречиям: конфликтные, бесконфликтные, критические; по степени проективности: преднамеренно созданные, стихийные (естественные); по степени оригинальности: стандартные, т. е. повторяющиеся, и нестандартные (оригинальные); по степени управляемости: жестко заданные, неуправляемые и управляемые.
В. А. Сластенин выделяет следующие педагогические ситуации: по месту возникновения и протекания; по взаимодействующим субъектам и объектам; по сущности педагогического процесса (дидактические, воспитательные и др.); по заложенным в ситуации воспитательным перспективам и др.
И. Н. Емельянова характеризует педагогические ситуации как: неопределенные (недостаточность информации) и определенные (имеется полная информация); открытые (с точки зрения поиска альтернатив) и закрытые; конечные, предполагающие только одно единственное решение, которое окончательно разрешает ситуацию, и неконечные – принимаемое решение допускает возможность его улучшения.
Алгоритм анализа педагогических ситуаций
1. Анализ действия (импульсивное, аффективное, непроизвольное, внушаемое, нечаянное, бесполезное, негативистское, сознательное действие с непредвиденным результатом, умышленное действие).
2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка.
3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации.
4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др.
5. Постановка педагогической задачи.
6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения.
7. Четкое определение собственной педагогической позиции: что является критерием успешности решения ситуации.
8. Обоснование выбора решения.
9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.
Умения требуемые для решения педагогических ситуаций
умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения;
умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения,
умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;
умение учитывать особенности обучающихся;
умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;
умение предвидеть результаты воздействия.
Педагогические правила
(А. С. Чернышев, автор "Практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций»)
Правило 1.
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Подсказка первая. "Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию" (Дейл Карнеги). Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов.
Подсказка вторая. "Задержите реакцию!" Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия.
Подсказка третья. "Переведи реакцию!" Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя.
Правило 2.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. Есть два способа воздействия на человека - прямой и косвенный, опосредованный.
Первый способ – традиционный, прямой. Однако для ученика прямое воздействие, вдобавок с угрозами и раздражением, является психологически неприемлемым и вызывает ответное противодействие негативного характера.
Более эффективный способ - второй. Это метод косвенного воздействия. Смысл в том, что через возбуждение интересов, потребностей, мотивов поведения человека от него можно добиться большего.
Правило 3.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Важное средство формирования личности школьника - педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении.
Психологи предлагают следующие правила оценки личности: положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью; неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки; глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования; глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе и к учению.
Правило 4.
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Здесь важна "педагогическая зоркость" - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.
Видеть только плохое - усугублять конфликтность ситуации.
Правило 5.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Антипедагогический вариант - вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т. д.) усилятся.
Нейтральный вариант - это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными.
Вариант реагирования на положительный эффект - вариант реагирования, направленный на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта, демонстрирует понимающее отношение к обучающимся, учитывает условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект
Конструктивный вариант - вариант реагирования предусматривает качественное обоснование; способствует достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося.
ОЦЕНКА УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажите и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.
Представьте себе, что Вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.
Как Вы отреагируете (как поступите, сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.
Антипедагогический вариант
Вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т. д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.
Варианты ответов:
• «Ну и что?»
• «Никуда не денешься, все равно придется»
• «Это глупо с твоей стороны»
• «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой»
• «Учитель лучше знает»
• «Устрою им выволочку!»
• «Отведу их к завучу или директору»
• «У меня такого не бывает»
Нейтральный вариант
Вариант разрешения ситуации нейтрального типа - это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является несущественным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела беспроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.
1 балл
Варианты ответов:
• «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!»
• «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем»
• «Все равно вам всем придется отработать этот урок»
• «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок»
• «Хорошо, мы можем не выполнять данное задание»
• «То, что вы делаете,- плохо, немедленно прекратите!»
Вариант реагирования
на положительный эффект
Вариант реагирования, направленный на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта, демонстрирует понимающее отношение к обучающимся, учитывает условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.
2 балла
Варианты ответов:
• «Я постараюсь объяснить свое решение: «Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием»
• «Предложу извиниться перед преподавателем по предмету и взять задание для реального исправления оценок»
• «Спрошу, что они делают, чего хотят этим добиться и как думают поступать дальше, когда их обман обнаружен»
Конструктивный вариант
Конструктивный вариант реагирования предусматривает качественное обоснование; способствует достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.
3 балла
Варианты ответов:
• «Я постараюсь выяснить, почему обучающийся не хочет работать вместе с одноклассником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню обучающемуся, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре»
• «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий»
• «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию».