татьяна лунова
Анализ освоения образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ освоения образовательной программы,
по образовательной области : «Речевое развитие»
детьми подготовительной группы №13 «Колобок» с нарушением речи.
Воспитатели: Лунова Т. А. ,.
Воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе годового плана в соответствии с требованиями ФГОС.
Работая над развитием речи, мы поставили цель: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Публикация «Анализ освоения образовательной программы» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2022
Для этого нам необходимо было решить следующие задачи:
создать в группе развивающую речевую среду;
развивать произносительную и связную стороны речи;
активизировать словарь детей;
формировать грамматический строй речи;
- развивать мелкую моторику руки.
Работу в группе мы проводили по следующим направлениям:
анализ уровня речевого развития;
создание предметно-развивающей среды в группе;
использование различных методов и технологий;
интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;
взаимодействие с родителями.
Работа по развитию речи проводилась в системе, в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, старались своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи, мы старались придерживаться определенных требований:
- речь, обращенная к детям, должна быть близкой и понятной;
- при речевом общении с детьми, использовали средства выразительности языка
- речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.
Много внимания в своей работе старались уделять звуковой культуре речи. Работая над уровнем развития речевого слуха, учили произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формировать правильное дыхание, работая над звукопроизношением и слово произношением.
В течении всего года продолжали развивать связную речь детей, совершенствовать диалогическую речь. Для этого особое внимание уделяли диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности. Большую роль отводили таким средствам как мимика, жесты, движения. Много внимания уделялось артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика, знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения, глазомера, чувства ритма.
Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношения звука, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей.
Мы считаем, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть речевой уголок, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму.
В своей работе мы используем различные формы: занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения, систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые игры.
Речевое развитие осуществляется во всех видах деятельности.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомим детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываем им о писателях, знакомимся с историей произведения, расширяем и усложняем круг чтения детей. Стараемся как можно больше уделить внимания пересказу, составлению детьми собственных рассказов, чтению с продолжением. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем произведения.
В своей работе стараемся прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке. Для этого в группе есть уголок книги. Знакомство с детской литературой в нашей группе происходит ежедневно в свободной форме. Дети берут в уголке книг понравившееся произведение, листают ее, рассматривают иллюстрации, просят почитать или пытаются рассказать уже знакомую им сказку.
В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в книжном уголке, книги, которые дети приносят из дома. При выборе книг стараемся учитывать особенности возраста детей. Проводим с детьми конкурсы рисунков по произведениям известных детских писателей. Например, детям предлагали нарисовать любимого героя из какой либо сказки.
Работая с родителями, рекомендуем только свободную форму домашнего чтения, советуем, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.
В течение года использовались такие формы взаимодействия с родителями как: групповые родительские собрания; анкетирование; консультации и беседы; совместное проведение досугов.
Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети, во время инсценировки, активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение.
Занимаясь по заданию логопеда в индивидуальных тетрадях выполняли следующую работу:
С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики проводили работу по активизации артикуляционного аппарата детей и формирование правильного произношения нарушенных звуков;
- в игровой форме проводилось формирование правильного физиологического и речевого дыхания; - дети научились употреблять в речи глаголы в разных временных формах;
- использование на занятиях потешек, стихотворений способствовало развитию реакции детей на интонацию и мимику, развивалась память, мышление и внимание;
- продолжали привлекать детей к активному участию в драматизации сказок, игровых сюжетах;
- развитию фонематического слуха способствовали упражнения на различение неречевых звуков (использовались дидактические игры, прослушивались диски с аудиозаписями);
- продолжали отрабатывать правильную артикуляцию звуков и чёткое произнесения текста во время проведения пальчиковых игр, ритмичное выполнение движений «ладонь-кулак-ребро», закрепляли умение соединять поочерёдно пальцы на руках.
Работа над общей и мелкой моторикой проводилась в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями (игры с бусами, мозаика, обводки по контуру и шаблону, печатание в тетрадях, штриховки);
- использововали в индивидуальной работе тетради на графику, способствуюих развитию у детей умения пользоваться шаблоном, качественному навыку удерживать правильно карандаш и графически правильно выполнять задания;
- продолжали освоение детьми различных способов словообразования и словоизменения.
- дети стали понимать изменение значения слов, улучшилась слоговая структура;
- во время диалога или беседы дети стали правильно отвечать на вопросы, изменять силу голоса, выбирать правильный темп речи.
Дети выучили алфавит и многие читают по слогам.
Их фразовая речь стала развёрнутой, и дети свободно общаются с окружающими. Изолированные звуки в самостоятельной речи стали произноситься чётко. Произношение звуков улучшено. Словарь детей заметно пополнился обобщающими понятиями, дети понимают значения сложных слов. Использование игровых моментов, разнообразных упражнений на развитие памяти, мышления, внимания способствовало развитию познавательной деятельности. У детей выработалось умение сравнивать, обобщать. Они ориентируются на листе бумаги, активизировалась мелкая моторика рук.
Ребята стали правильно использовать предлоги. Им стало легко составлять различные типы предложений и определять количество слов в предложении. Перестали возникать трудности при образовании относительных прилагательных с различными значениями. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти способствует обеспечению полноценной готовности детей к обучению в школе.
В начале, в середине и в конце учебного года в подготовительной группе мы проводим обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы.
Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.