МААМ-картинки

Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению «Ступени роста»

Елена Ананьева
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению «Ступени роста»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

3. Учебно – тематический план

4. Содержание программы.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Пояснительная записка.

Программа «Ступени роста» реализует учебно - познавательно направление внеурочной деятельности. Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников. Данная программа помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Публикация «Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению „Ступени роста“» размещена в разделах

Цели и задачи программы :

Основной целью программы является создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих нравственных ценностей: воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы необходимо решить следующие задачи:

• Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

• Формировать представления о здоровом образе жизни;

Формировать патриотические чувства: любовь к Родине, чувства гордости за свой край;

• Обогатить эмоциональный мир детей.

• формировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию;

• расширять культурный кругозор, развивать культуру этического мышления, способности самостоятельно принимать решения в ситуации нравственного выбора.

• формировать уважение к членам семьи;

• защищать социальный опыт личности.

Актуальность программы :

Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода невозможно. Необходимо обратиться к компоненту предупредительного (профилактического) воспитания, это наиболее прямой путь к установлению личностного контакта между взрослым и подростком.

Программа «Ступени роста» базируется на связи поколений и раскрывает системный подход в формировании гражданской компетенции школьника, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих прав и обязанностей в демократическом обществе. Процесс получения и усвоения информации охватывает три основных аспекта личности:

• когнитивный аспект – получение новой информации, ее структурирование, анализ; это познавательный (коммуникационный) уровень;

• эмоциональный аспект – переживание личностной значимости и оценивание новых знаний о себе и других, прочувствование своих успехов и неуспехов, своей самооценки; это уровень восприятия;

• поведенческий аспект – приобретение и расширение умений и навыков, в основном, через общение, углубление поведенческого потенциала через осознание неэффективности некоторых стандартных способов поведения; это уровень взаимодействия (интерактивный).

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 34 часа в год с учетом проведения занятий 1 раз в неделю.

Особенности реализации программы.

Основной формой работы являются внеурочные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

По курсу «Ступени роста» предусмотрен большой объём упражнений, которые позволят учащимся добиться самостоятельности при отработке приемов и действий, а также воспитать навыки самоконтроля и самооценки. При составлении тематического планирования учитывается неоднородность состава учащихся в классе и осуществляется дифференцированный подход с учетом развития психических функций, особенностей и возможностей детей о владения ими учебного материала, различными бытовыми и социальными навыками и возможность включения какую-либо целенаправленную деятельность. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий. Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику. Курс по «Ступени роста» опирается на межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное искусство). В целях более успешного развития и усвоения знаний, умений и навыков предусмотрены предметно-практические уроки, игры- драматизации. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.

Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:

- занятие – практика,

- занятие – праздник,

- интегрированное занятие,

- занятие – конкурс,

- выставка рисунков,

- дебаты,

- дискуссии.

Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.

Итоги разделов имеют выход в виде выставки рисунков обучающихся, которая является наиболее зрелищным и плодотворным фактором при оценке достижения результатов реализации программы. Сравнивая свои работы с другими у обучающихся формируется умение видеть преимущества и ошибки, вырабатывается навык анализа для дальнейшей реализации в деятельности.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Ступени роста» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Регулятивные УД:

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные УД:

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УД:

Ученик научиться:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Оценка планируемых результатов освоения программы

В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

o по оценке творческой продукции ребенка;

o по повышению уровня общей культуры;

o по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;

o по отношению в коллективе.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

3. Учебно – тематический план

№ п. п. Раздел, тема Количество часов

Всего Теория Практика

1 год

1. • Познаем себя 9 6 3

2. • Моя семья 8 5 3

3 • Толерантность. Счастье общения 6 4 2

4 • Я - гражданин 11 7 4

Итого: 34 22 12

4. Содержание программы учебного курса.

Программа состоит из четырех разделов:

• Познаем себя;

• Моя семья;

• Толерантность. Счастье общения;

• Я – гражданин.

Такое построение обусловлено следующим: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся; создаются условия, способствующие воспитанию учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях, создаются условия, способствующие расширению пространства от личного «Я» к «Я и общество».

Первая ступень «Познаем себя»

Не стремись победить других,

все победы начинаются

с победы над самим собой.

Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, для формирования у детей уверенности в своей значимости, потребности к самообразованию, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

Задачи:

• формировать уверенность к себе, самодисциплину, понимание личной ответственности за исполнение прав и обязанностей;

• развивать навыки здорового образа жизни;

воспитывать

Прогнозируемый результат :

• стремление к самопознанию, самовоспитанию;

• умение заботиться о своем здоровье;

• высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

Вторая ступень «Моя семья»

Без корня и полынь не растет

Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, способствующих возрождению семейных традиций, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.

Задачи:

• формировать уважение к членам семьи;

• развивать познавательную активность;

воспитывать позитивное отношение к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;

Прогнозируемый результат :

• убежденность в приоритетах семейных ценностей;

• умение заботиться о близких и родных;

• способность сопереживать, умение понять и простить.

Третья ступень «Толерантность. Счастье общения»

Испытание на мужество

человек проходит в одиночестве,

толерантность проявляется среди людей

Основным содержанием деятельности по этому направлению является создание условий для воспитания личности неконфликтной, терпимой к недостаткам других, умеющей общаться в коллективе.

Задачи:

• формировать альтруистическое и толерантное отношение к людям;

• развивать культуру общения;

воспитывать гуманное отношение к окружающим, способность к состраданию, сопереживанию.

Прогнозируемый результат :

• позитивное отношение к окружающим;

• осознание роли личности в развитии общества;

• осознание ответственности за свои мысли и поступки.

Четвертая ступень «Я - гражданин»

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Основным содержанием деятельности по данному направлению является формирование системы духовных ценностей : доброту, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.

Задачи:

• создать условия для формирования у школьников чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;

• развивать социальную активность учащихся;

воспитывать в детях стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда.

Прогнозируемый результат :

• развитое умение общаться;

• способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;

• способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее.

4.1. Календарно – тематическое планирование

№ п. п Тема занятия Кол. час. Форма Деятельность учащихся Коррекционная работа Ожидаемый результат

1 Тренинги общения 5 тренинг • познакомиться с понятием “общение”, с представлениями о способах общения,

• формирование навыков, невербальной коммуникации и координации совместных действий, Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

1 уровень – овладение правил и приемов ведения беседы и дискуссии

2 Пять минут наедине с собой 2 беседа восприятие внешних впечатлений, их осмысление, анализ, внутренняя работа

Коррекция зрительного анализатора через схемы – рисунки. 1 уровень – привитие учащимся навыков самостоятельной работы

3 Настоящий ли я друг? 2 дискуссия формирование умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу Коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, убеждение. 1 уровень – умение дружить, беречь дружбу

4 Род, семья, я.

Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи 2 практикум формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина. Развитие у учащихся исследовательских навыков. Создание и систематизация учащимися их семейного архива

Повышение уровня познавательной активности. 1 уровень – определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании семейных родословных.

5 Моя родословная 3 урок знание своей родословной Коррекция мыслительных операций, последовательность, логичность 2 уровень – приобретение опыта по предупреждению опасных ситуаций

6 Семейные истории 3 беседа умение заботиться о близких и родных;

способность сопереживать, умение понять и простить 1 уровень- формирование уважения к членам семьи

7 Исследование уровня толерантности 1 тестирование понимание своей личности как части общества, уважение к сверстникам, старшим, терпимость к людям другой национальности

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) 1 уровень – приобретение опыта к гуманному отношению к окружающим, способности к состраданию, сопереживанию

8 Путешествие на воздушном шаре 2 дискуссия знать страну, в которой они живут, уважать и почитать защитников Отечества, Повышение уровня познавательной активности. 1 уровень – Воспитывание у школьников чувства патриотизма, гордости за Отечество, за его славную историю

9 Способы общения 2 беседа Знать понятия «Беседа», «Общение». Уметь объяснить эти понятия. Уметь общаться в разных ситуациях. Уметь противостоять отрицательным воздействиям среды. Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) 2 уровень – приобретение опыта общения в разных ситуациях

10 Я в мире людей, или живи в согласии с другими 1 классный час Доброжелательно относиться друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета. Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь. 1уровень-углубление представлений о ценности взаимопонимания, об ответственности каждого человека за установления мира и согласия.

11ч.

11 Я и мой город 4 показ видеофильма Развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края. Повышение уровня познавательной активности 2 уровень – формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры

12 Человек – это звучит гордо 3 дискуссия уметь общаться, способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;

способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее Коррекция мыслительных операций через последовательность выполнения операций. 3 уровень – приобретение опыта по прогнозированию своего будущего

13 Соблазнов в мире много – жизнь одна. 2 Классный час формирование системы духовных ценностей : доброта, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.

Коррекция памяти, внимания через многократное повторение, беседу 2 уровень – приобретение опыта по оказанию помощи нуждающимся.

14 Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильма «Мы из будущего») 2 практика Знать о мужестве и героизме защитников Родины, уважать подвиг русских солдат, к истории; быть патриотами и любить Родину. Повышение уровня познавательной активности 2 уровень – формирование патриотизма и любви к Родине

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического оснащения программы

1. Пояснительная записка к программе

2. Методические разработки занятий.

3. Учебные презентации по некоторым темам.

4. Раздаточный материал:

задания для индивидуальной, парной и групповой работы.

Материально-техническое оснащение программы

Средства обучения:

1. Комьпьютер

2. Проекционная система.

3. Интернет-ресурсы.

Прогнозируемый результат

После прохождения данной программы учащийся должен знать:

• особенности конфликта и пути выхода из него;

• значение самовоспитания и самосовершенствования;

• основные правила морали и этикета; основные правила диалога.

Должен уметь:

• применять на практике правила поведения;

• знать, называть и выполнять основные нравственные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу.

Список литературы

1. Касаткина Н. А. Уроки знаний. Классные часы/ Волгоград, 2001. – 157с.

2. Кумицкая Т. М. Юности честное зерцало. Программа по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий. /М. : 5 за знания, 2005.-186с.

3. Справочник классного руководителя. / №4, 2008

4. Сгибнева Е. П. Классные часы в 10-11-х классах. / Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.-312с.

Публикации по теме:

Организация кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

«Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только.

Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5–7-летнего возраста Доклад Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы Доу) Воспитание.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад Опыт работы по духовно – нравственному воспитанию в МКДОУ «ЦРР - детский сад №7» (Слайд 2) «Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?.

Опыт работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении Тема патриотического и духовно нравственного воспитания – ныне актуальная тема для нашей страны, для русских людей и особенно нас –педагогов.

Перспективный план работы кружка по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Ладушки» Сентябрь 1 неделя. Тема. «Во саду ли, в огороде». Содержание. 1. Дидактическая игра «Что растёт в саду и в огороде». 2. Загадывание загадок.

План воспитательной образовательной работы работы с детьми. Логопедическая подготовительная группа (март-2 неделя) Тема надели: «Перелетные птицы«, 10 марта,. Вторник. [/i]УтроI Совместная деятельность 1. Утренняя гимнастика. Комплекс №6 2. Беседа: «Что.

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в контексте ФГОС до Принят педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2015 г. Утвержден приказом от 31.08.2015 г. № ___ заведующего МДОУ ДСКВ №29 г. Ейска.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ Вот уже много лет я работаю в детском саду и пришла к выводу, что современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают.

Ступени роста педагога дошкольного образования Так как я увлекаюсь фольклором, то решила представить в виде небольшого опуса собирательный образ педагога-дошкольника. Ступени роста педагога.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению «Ступени роста»
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 00:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению «Ступени роста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ананьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД