Елена Ананьева
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению «Ступени роста»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
3. Учебно – тематический план
4. Содержание программы.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Пояснительная записка.
Программа «Ступени роста» реализует учебно - познавательно направление внеурочной деятельности. Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников. Данная программа помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Публикация «Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению „Ступени роста“» размещена в разделах
Цели и задачи программы :
Основной целью программы является создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих нравственных ценностей: воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы необходимо решить следующие задачи:
• Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
• Формировать представления о здоровом образе жизни;
• Формировать патриотические чувства: любовь к Родине, чувства гордости за свой край;
• Обогатить эмоциональный мир детей.
• формировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию;
• расширять культурный кругозор, развивать культуру этического мышления, способности самостоятельно принимать решения в ситуации нравственного выбора.
• формировать уважение к членам семьи;
• защищать социальный опыт личности.
Актуальность программы :
Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода невозможно. Необходимо обратиться к компоненту предупредительного (профилактического) воспитания, это наиболее прямой путь к установлению личностного контакта между взрослым и подростком.
Программа «Ступени роста» базируется на связи поколений и раскрывает системный подход в формировании гражданской компетенции школьника, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих прав и обязанностей в демократическом обществе. Процесс получения и усвоения информации охватывает три основных аспекта личности:
• когнитивный аспект – получение новой информации, ее структурирование, анализ; это познавательный (коммуникационный) уровень;
• эмоциональный аспект – переживание личностной значимости и оценивание новых знаний о себе и других, прочувствование своих успехов и неуспехов, своей самооценки; это уровень восприятия;
• поведенческий аспект – приобретение и расширение умений и навыков, в основном, через общение, углубление поведенческого потенциала через осознание неэффективности некоторых стандартных способов поведения; это уровень взаимодействия (интерактивный).
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 34 часа в год с учетом проведения занятий 1 раз в неделю.
Особенности реализации программы.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
По курсу «Ступени роста» предусмотрен большой объём упражнений, которые позволят учащимся добиться самостоятельности при отработке приемов и действий, а также воспитать навыки самоконтроля и самооценки. При составлении тематического планирования учитывается неоднородность состава учащихся в классе и осуществляется дифференцированный подход с учетом развития психических функций, особенностей и возможностей детей о владения ими учебного материала, различными бытовыми и социальными навыками и возможность включения какую-либо целенаправленную деятельность. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий. Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику. Курс по «Ступени роста» опирается на межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное искусство). В целях более успешного развития и усвоения знаний, умений и навыков предусмотрены предметно-практические уроки, игры- драматизации. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.
Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:
- занятие – практика,
- занятие – праздник,
- интегрированное занятие,
- занятие – конкурс,
- выставка рисунков,
- дебаты,
- дискуссии.
Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.
Итоги разделов имеют выход в виде выставки рисунков обучающихся, которая является наиболее зрелищным и плодотворным фактором при оценке достижения результатов реализации программы. Сравнивая свои работы с другими у обучающихся формируется умение видеть преимущества и ошибки, вырабатывается навык анализа для дальнейшей реализации в деятельности.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Ступени роста» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные УД:
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные УД:
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УД:
Ученик научиться:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
o по оценке творческой продукции ребенка;
o по повышению уровня общей культуры;
o по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
o по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
3. Учебно – тематический план
№ п. п. Раздел, тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 год
1. • Познаем себя 9 6 3
2. • Моя семья 8 5 3
3 • Толерантность. Счастье общения 6 4 2
4 • Я - гражданин 11 7 4
Итого: 34 22 12
4. Содержание программы учебного курса.
Программа состоит из четырех разделов:
• Познаем себя;
• Моя семья;
• Толерантность. Счастье общения;
• Я – гражданин.
Такое построение обусловлено следующим: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся; создаются условия, способствующие воспитанию учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях, создаются условия, способствующие расширению пространства от личного «Я» к «Я и общество».
Первая ступень «Познаем себя»
Не стремись победить других,
все победы начинаются
с победы над самим собой.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, для формирования у детей уверенности в своей значимости, потребности к самообразованию, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
Задачи:
• формировать уверенность к себе, самодисциплину, понимание личной ответственности за исполнение прав и обязанностей;
• развивать навыки здорового образа жизни;
• воспитывать
Прогнозируемый результат :
• стремление к самопознанию, самовоспитанию;
• умение заботиться о своем здоровье;
• высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
Вторая ступень «Моя семья»
Без корня и полынь не растет
Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, способствующих возрождению семейных традиций, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.
Задачи:
• формировать уважение к членам семьи;
• развивать познавательную активность;
• воспитывать позитивное отношение к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;
Прогнозируемый результат :
• убежденность в приоритетах семейных ценностей;
• умение заботиться о близких и родных;
• способность сопереживать, умение понять и простить.
Третья ступень «Толерантность. Счастье общения»
Испытание на мужество
человек проходит в одиночестве,
толерантность проявляется среди людей
Основным содержанием деятельности по этому направлению является создание условий для воспитания личности неконфликтной, терпимой к недостаткам других, умеющей общаться в коллективе.
Задачи:
• формировать альтруистическое и толерантное отношение к людям;
• развивать культуру общения;
• воспитывать гуманное отношение к окружающим, способность к состраданию, сопереживанию.
Прогнозируемый результат :
• позитивное отношение к окружающим;
• осознание роли личности в развитии общества;
• осознание ответственности за свои мысли и поступки.
Четвертая ступень «Я - гражданин»
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Основным содержанием деятельности по данному направлению является формирование системы духовных ценностей : доброту, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.
Задачи:
• создать условия для формирования у школьников чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
• развивать социальную активность учащихся;
• воспитывать в детях стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда.
Прогнозируемый результат :
• развитое умение общаться;
• способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
• способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее.
4.1. Календарно – тематическое планирование
№ п. п Тема занятия Кол. час. Форма Деятельность учащихся Коррекционная работа Ожидаемый результат
9ч
1 Тренинги общения 5 тренинг • познакомиться с понятием “общение”, с представлениями о способах общения,
• формирование навыков, невербальной коммуникации и координации совместных действий, Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.
1 уровень – овладение правил и приемов ведения беседы и дискуссии
2 Пять минут наедине с собой 2 беседа восприятие внешних впечатлений, их осмысление, анализ, внутренняя работа
Коррекция зрительного анализатора через схемы – рисунки. 1 уровень – привитие учащимся навыков самостоятельной работы
3 Настоящий ли я друг? 2 дискуссия формирование умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу Коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, убеждение. 1 уровень – умение дружить, беречь дружбу
8ч
4 Род, семья, я.
Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи 2 практикум формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина. Развитие у учащихся исследовательских навыков. Создание и систематизация учащимися их семейного архива
Повышение уровня познавательной активности. 1 уровень – определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании семейных родословных.
5 Моя родословная 3 урок знание своей родословной Коррекция мыслительных операций, последовательность, логичность 2 уровень – приобретение опыта по предупреждению опасных ситуаций
6 Семейные истории 3 беседа умение заботиться о близких и родных;
способность сопереживать, умение понять и простить 1 уровень- формирование уважения к членам семьи
6ч
7 Исследование уровня толерантности 1 тестирование понимание своей личности как части общества, уважение к сверстникам, старшим, терпимость к людям другой национальности
Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) 1 уровень – приобретение опыта к гуманному отношению к окружающим, способности к состраданию, сопереживанию
8 Путешествие на воздушном шаре 2 дискуссия знать страну, в которой они живут, уважать и почитать защитников Отечества, Повышение уровня познавательной активности. 1 уровень – Воспитывание у школьников чувства патриотизма, гордости за Отечество, за его славную историю
9 Способы общения 2 беседа Знать понятия «Беседа», «Общение». Уметь объяснить эти понятия. Уметь общаться в разных ситуациях. Уметь противостоять отрицательным воздействиям среды. Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) 2 уровень – приобретение опыта общения в разных ситуациях
10 Я в мире людей, или живи в согласии с другими 1 классный час Доброжелательно относиться друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета. Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь. 1уровень-углубление представлений о ценности взаимопонимания, об ответственности каждого человека за установления мира и согласия.
11ч.
11 Я и мой город 4 показ видеофильма Развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края. Повышение уровня познавательной активности 2 уровень – формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры
12 Человек – это звучит гордо 3 дискуссия уметь общаться, способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее Коррекция мыслительных операций через последовательность выполнения операций. 3 уровень – приобретение опыта по прогнозированию своего будущего
13 Соблазнов в мире много – жизнь одна. 2 Классный час формирование системы духовных ценностей : доброта, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.
Коррекция памяти, внимания через многократное повторение, беседу 2 уровень – приобретение опыта по оказанию помощи нуждающимся.
14 Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильма «Мы из будущего») 2 практика Знать о мужестве и героизме защитников Родины, уважать подвиг русских солдат, к истории; быть патриотами и любить Родину. Повышение уровня познавательной активности 2 уровень – формирование патриотизма и любви к Родине
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического оснащения программы
1. Пояснительная записка к программе
2. Методические разработки занятий.
3. Учебные презентации по некоторым темам.
4. Раздаточный материал:
задания для индивидуальной, парной и групповой работы.
Материально-техническое оснащение программы
Средства обучения:
1. Комьпьютер
2. Проекционная система.
3. Интернет-ресурсы.
Прогнозируемый результат
После прохождения данной программы учащийся должен знать:
• особенности конфликта и пути выхода из него;
• значение самовоспитания и самосовершенствования;
• основные правила морали и этикета; основные правила диалога.
Должен уметь:
• применять на практике правила поведения;
• знать, называть и выполнять основные нравственные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу.
Список литературы
1. Касаткина Н. А. Уроки знаний. Классные часы/ Волгоград, 2001. – 157с.
2. Кумицкая Т. М. Юности честное зерцало. Программа по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий. /М. : 5 за знания, 2005.-186с.
3. Справочник классного руководителя. / №4, 2008
4. Сгибнева Е. П. Классные часы в 10-11-х классах. / Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.-312с.