Лариса Тамбовцева
Анализ работы педагогического коллектива, реализация задач годового плана работы ДОУ за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
В 2015-2016 уч. году нами были поставлены следующие задачи :
1. Создать единое информационное пространство, обеспечивающее реализацию ФГОС ДО.
2. Направить усилия коллектива на реализацию образовательной программы ДОУ с учетом учебного плана.
3. Совершенствовать работу с семьей с целью психолого-педагогической поддержки родителей и повышения их компетентности в вопросах воспитания, развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Публикация «Анализ работы педагогического коллектива, реализация задач годового плана работы ДОУ за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
4. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области освоения новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Что касается первой поставленной годовой задачи «Создать единое информационное пространство, обеспечивающее реализацию ФГОС ДО, велась систематическая, планомерная работа.
Рабочей группой по внедрению ФГОС ДО была разработана и принята на педагогическом совете Основная образовательная программа «МБДОУ «Детский сад «Улыбка» п. Степанцево. Так же приняли новое комплексно- тематическое планирования, которое соответствует ФГОС.
Все педагогические советы в этом учебном году были освещены федеральными государственными образовательными стандартами:
- «Интеллектуальное развитие детей, пути и формы реализации с учетом ФГОС»
- «развитие познавательного интереса, интеллектуально- творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС»
- «Моделирование предметно-развивающей среды в ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Также был проведен теоретический семинар «Личностно- ориентированная модель в организации ПРС в ДОУ». Был проведен тематический контроль «Организация предметно- развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ».
Педагогический совет прошел в форме круглого стола. Были подготовлены сообщения «Развитие логического мышления у старших дошкольников», «Формирование пространственных и временных представлений у дошкольников»
К педсовету «Интеллектуальное развитие детей, пути и формы реализации с учетом ФГОС» были проведены следующие мероприятия: теоретический семинар «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений», практический семинар «Совершенствование мастерства педагогов в ООД по ФЭМП», открытое занятие на средней группе по ФЭМП, тематический контроль занятий ФЭМП.
Математическое развитие осуществляется в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками.
Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные детьми, наши воспитатели закрепляют в режимных моментах.
Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращается внимание на количественные и размерных отношения между объектами, ориентировку в пространстве и времени.
Воспитатели расширяли активный и пассивный словарь детей, вводя в него математические термины, формируя навыки учебной деятельности, используя современные формы организации обучения, такие как, организации сотрудничества с детьми, поиска решений поставленных задач совместно с взрослыми и сверстниками. На занятиях по математике, воспитатели использовали разнообразный дидактический материал, учебные приборы (счеты, мерные кружки, весы, таблицы, схемы, индивидуальные рабочие тетради). Детей учили работать с моделями, знаками, строить продуманный план действий, подчиняться заданным правилам. В соответствии с возможностями ребенка воспитатели создавали условия для развития графических навыков детей.
В сюжетно- ролевых играх: «АЗС», «Магазин» дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры, применять полученные знания.
Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды. В нашем детском саду имеется две интерактивные доски, 3 проектора, 2 экрана. Воспитатели также пользуются мультимедийным способом подачи информации. В этом учебном году два воспитателя прошли обучение по использованию интерактивного оборудования. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.
Математическое содержание неразрывно связано с детским конструированием, которое носит подлинно развивающий характер и влияет на формирование познавательной и творческой активности.
Таким образом можно сделать вывод, что в детском саду работают профессионально подготовленные педагоги, способные осуществлять формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на высоком уровне.
Следующий педсовет прошел по теме «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через игровую деятельность в формате ФГОС». К педсовету были проведены следующие мероприятия: деловая игра «Новый ФГОС- новые возможности», коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса», практический семинар «Роль развивающих технологий на качество образования дошкольников», открытый просмотр интегрированного занятия на старшей группе, контроль «Создание условий в группах для реализации творческих способностей детей»
В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нашими педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.
Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Интеллектуальное развитие детей осуществляется и в процессе игр со строительными наборами и конструкторами.
Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Поэтому на этих возрастных группах воспитатели соблюдают основное требование к игрушке-заместителю-удобство в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Дети трехлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»).
Дети средней группы осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период воспитатели обеспечивают детей игрушками,которые отражают специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу - халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами выступают большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.
Для ребенка старшей и подготовительной группы главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. В этих группах педагоги ставят педагогическую задачу формирование у детей умения строить сюжет игры.
Анализ создания в группах, необходимых условий показал, что во всех дошкольных группах и группах раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования педагоги решают проблему художественно - эстетического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития детей, обеспечивая равные возможности полноценного развития каждого ребенка.
Воспитатели всех групп провели просветительную работу с родителями по теме педсовета: были выставлены папки- раскладки, буклеты, различная информация на данную тему.
Педагогический совет «Моделирование предметно- развивающей среды в ДОУ в условиях ФГОС» прошел в форме КВН. По теме педсовета проведены: практический семинар «Инновационный подход к созданию ПРС в ДОУ», смотр-конкурс «Лучшая ПРС в ДОУ», теоретический семинар «Личностно- ориентированная модель в организации ПРС в ДОУ», контроль «Организация предметно- развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС». Воспитатели 1 младшей и подготовительной групп подготовили самоанализ предметно- развивающей среды своих групп. Педагоги всех групп подготовили перспективный план создания предметно- развивающей среды на следующий учебный год. Предметно-развивающая среда всех групп обновляется, пополняется, меняется, все более и более соответствуя образовательным стандартам, является безопасной для воспитанников, учитывается гендерная специфика. Воспитатели не забывают и про другие принципы размещения ПРС: трансформируемость, полифункциональность, вариативность. Таким образом можно заключить, развивающая предметно- пространственная образовательная среда нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений. Она постоянно обогащается, варьирует, изменяется в соответствии с ФГОС ДО.
Что касается следующей задачи «Направить усилия коллектива на реализацию образовательной программы ДОУ с учетом учебного плана», считаю, что она тоже выполнена. Все педагоги сада перешли на новое комплексно- тематическое планирование, которое отражено в нашей образовательной программе. Также все педагоги работают с детьми по следующим направлениям : социально- коммуникативное, художественно- эстетическое, речевое, познавательное, физическое, которые соответствуют ФГОС и отражены в Образовательной программе МБДОУ «Детский сад «Улыбка» п. Степанцево.
Конечно же в течении всего учебного года все педагоги активно взаимодействовали с родителями. Проводились родительские собрания, оформлялись родительские уголки, в которых содержалась полезная информация, оформлялись папки- раскладки, проводились консультации. Воспитателями всех групп были показаны презентации занятий по физическому воспитанию. А педагогом 2 младшей группы был создан видео фильм для родителей и детей, воспитателем старшей группы проводились совместно с родителями проекты «Моя родословная», «Герб моей семьи», воспитателем средней группы был проведен анализ «Состояния работы педагога по взаимодействию с родителями в игровой деятельности». Были проведены консультации для родителей на различные темы, проведены общие родительские собрания. Традиционно родители приглашались на все утренники. Родители участвовали в субботниках, покраске и ремонте оборудования на улице и конечно же участвовали в подготовке выпускного утренника в подготовительной группе. Таким образом, что все формы работы с родителями, прописанные в программе широко используются и являются эффективными, так как родители являются активными участниками образовательного процесса.
Анализируя воспитательно- образовательную работу педагогического коллектива за истекший период можно сказать, что она была сложной и насыщенной. В результате совместной целенаправленной работы образовательный процесс в ДОУ за этот период был хорошо спланированным, содержательным, направленным на формирование общей культуры детей, развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств. Атак же на формирование у детей предпосылок учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.