МААМ-картинки

Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями

анна дьячкова
Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Эффективное взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности.

Задачи:

Привлечение к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями;

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития своего ребёнка;

Обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи:

• лексика,

• грамматика,

• слоговая структура слова,

• фонематический слух,

Публикация «Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» размещена в разделах

• связная речь и так далее.

Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи. Т. к. это нарушение чаще всего первым «бросается в глаза».

Однако, звукопроизношение – это только верхушка «айсберга» всех речевых и психических процессов в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Основные компоненты речевой системы

• общее звучание речи

• активный словарь

• грамматический строй речи

• слоговая структура слова

• звукопроизношение

• связная речь

Речевая система взаимосвязана со всеми психическими процессами:

внимание

память

мышление

С целью максимально помочь детям с комплексным нарушением речи, в группе проводится специализированная работа по следующим направлениям:

формирование правильного звукопроизношения;

развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

совершенствование грамматического строя речи;

обогащение, активизация словарного запаса речи;

развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в форме :

занятий со всеми детьми,

на подгрупповых занятиях,

в индивидуальной работе.

Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Развитие артикуляционных движений

Гимнастика для рук и ног – дело привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А зачем тренировать язык, ведь он и так «без косточек»? оказывается, язык – главная мышка органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, обеспечивающие правильное звукопроизношение.

Развитие дыхания

У детей наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания :

Очень слабые вдох и выдох, что приводит к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, а также у робких, стеснительных детей.

Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге, и затем договаривает фразу и слово шёпотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с захлёбыванием».

Неумение детей правильно дышать приводит к пропускам звуков, задержке в их произношении, произношении на вдохе.

Недочёты дыхания преодолеваем путём развития более глубокого вдоха и более длительного выдоха и выработкой умения правильно дышать в процессе речи.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Учёные в своих исследованиях показали тесную взаимосвязь между речью, моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата.

При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность. А также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Двигательные и речевые центры в КГМ расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования точных движений рук и пальцев положительно воздействует на развитие речи.

Ученые, исследующие деятельность головного мозга и психическое развитие ребёнка, обнаружили очень интересную закономерность: чем лучше у него развиты тонкие движения руки, тем лучше развит мозг. Теперь совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Иными словами, если у малыша ловкие, подвижные, «послушные» пальчики, то и говорить он научится без труда.

Формирование фонематического восприятия

Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и дальнейшего успешного обучения в школе. При нормальном речевом развитии фонематический слух формируется спонтанно в условиях речевого окружения. Только при его наличии возможно чёткое восприятие речи и смысл отдельных слов.

Фонематическое восприятие характеризуется способностью определять:

Наличие или отсутствие определённого звука в составе слова;

Последовательность звуков в составе слова;

Позицию звука в составе слова;

Количество звуков в слове.

Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении, грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замены букв) и служит причиной их неуспеваемости.

Развитие лексико – грамматических категорий

Словарь.

Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).

Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т. д.

Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?

«Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т. п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.

В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Скажи наоборот». «Чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т. п.

Изучаем слова-обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные» и т. д.

Формирование грамматического строя речи.

Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».

Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т. к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши, но и само слово (ухо – уши).

Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «Синее небо; лента синяя; карандаш синий; цветы синие».

Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов : картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».

Например, дидактическая игра «Человек».

«Про что можно сказать у человека одна? (голова, шея). А про что у человека можно сказать два? (два уха, два глаза). Про что можно сказатьодин? (один живот, один нос). А чего у человека много? (волос)».

Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книг»

Упражняем в употреблении притяжательного местоимения. Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.

Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).

Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: «брат – братик, сестра – сестренка».

Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. «Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала»

Упражняем в образовании прилагательных от существительных. «Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное».

Конечно, невозможно рассказать об отработке всех грамматических категорий. Хотелось показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У ребят лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы.

Развитие связной речи.

Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.

В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:

• связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;

• фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

Проанализировав программу, изучив дополнительную литературу, пришла к выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования, который можно использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ; составление рассказов по картине, описательный рассказ, творческий рассказ).

В ходе использования приема я знакомлю детей с графическим способом предоставления информации – моделью. Это могут быть геометрические фигуры, силуэты, контуры.

Затем дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. Я учу их ориентироваться на качественные характеристики (добрый, трусливый, сильный и т. п.). Здесь в качестве модели может быть представлена полоска разноцветных кругов, других геометрических фигур.

В дальнейшем я планирую учить наших детей составлению рассказов по сюжетной картине, описанию предметов и составлению творческого рассказа, сказки.

Проводя такие занятия, я пришла к выводу, что у детей повысился интерес к данному виду деятельности, т. к. дети учатся планировать свою речь.

Уважаемые родители! Больше разговаривайте со своими детьми. Спрашивайте у них, как прошёл день в детском саду, как ему понравилась прогулка с вами, поход в гости… Не удовлетворяйтесь односложными ответами: «понравилось», «играл», «хорошо», требуйте от детей ответа фразой! При необходимости – подскажите, помогите начать предложение, например: «Сегодня я…» (пусть ребёнок повторит за вами начало предложения и продолжит его дальше). На прогулке, по пути домой, дома – везде – разговаривайте с ребёнком, спрашивайте его мнение по различным вопросам. Просите его объяснить, подумать вслух, почему что-то происходит именно так, а не иначе. Просите его пересказывать сюжет прочитанных сказок, стихотворений, просмотренных мультфильмов. Пусть ребёнок не ограничивается односложным ответом, что это сказка, к примеру, про репку. Спросите у него, кто главные герои? Что произошло в сказке? Почему вытянули репку только тогда, когда появилась мышка? А что было бы, если бы репку тянули все по отдельности, а не вместе? Попросите ребёнка рассказать, придумать, какие герои сказки? Какая кошка? Собака? Как их зовут? Где они живут? Дружат ли они между собой? И т. д., и т. п.

Роль семьи в преодолении речевых нарушений.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка :

Не ругать ребенка за неправильную речь;

Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;

Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин. ;

все задания выполняются до конца;

занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте его, если он не справляется с заданиями.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе.

Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе» Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает следующие цели и задачи в старшей.

«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды». Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.

Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями Богданович Марина Васильевна, Воспитатель логопедической группы, МААДОУ «Детский сад № 75» г. Энгельс. Из опыта работы: «Использование.

Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 4–5 лет. Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 4-5 лет. Тема: Осенний урожай.

Методические рекомендации для педагогов «Основные задачи и методы работы с детьми по эмоциональному развитию» Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь.

Методы и формы нравственно-патриотического воспитания детей с речевыми нарушениями.Методы и формы нравственно-патриотического воспитания детей с речевыми нарушениями. Нравственно-патриотическое воспитание сегодня-одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Перед дошкольным образовательным.

План воспитательной образовательной работы работы с детьми. Логопедическая подготовительная группа (март-2 неделя) Тема надели: «Перелетные птицы«, 10 марта,. Вторник. [/i]УтроI Совместная деятельность 1. Утренняя гимнастика. Комплекс №6 2. Беседа: «Что.

План воспитательной образовательной работы с детьми 5–6 лет 3 неделя (с 17.10 2016 по 21.10 2016 год) «День народного единства» Задачи: Расширять представления детей о родной стране, о государственных.

Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной.

Современные технологии, используемые на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями ОНР III уровня Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Любая технология включает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
Опубликовано: 29 января 2017 в 12:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем анна дьячкова (УИ 541659) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД