анна дьячкова
Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Эффективное взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности.
Задачи:
Привлечение к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями;
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития своего ребёнка;
Обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.
У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи:
• лексика,
• грамматика,
• слоговая структура слова,
• фонематический слух,
Публикация «Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» размещена в разделах
• связная речь и так далее.
Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи. Т. к. это нарушение чаще всего первым «бросается в глаза».
Однако, звукопроизношение – это только верхушка «айсберга» всех речевых и психических процессов в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Основные компоненты речевой системы
• общее звучание речи
• активный словарь
• грамматический строй речи
• слоговая структура слова
• звукопроизношение
• связная речь
Речевая система взаимосвязана со всеми психическими процессами:
внимание
память
мышление
С целью максимально помочь детям с комплексным нарушением речи, в группе проводится специализированная работа по следующим направлениям:
формирование правильного звукопроизношения;
развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
совершенствование грамматического строя речи;
обогащение, активизация словарного запаса речи;
развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в форме :
занятий со всеми детьми,
на подгрупповых занятиях,
в индивидуальной работе.
Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Развитие артикуляционных движений
Гимнастика для рук и ног – дело привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А зачем тренировать язык, ведь он и так «без косточек»? оказывается, язык – главная мышка органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, обеспечивающие правильное звукопроизношение.
Развитие дыхания
У детей наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания :
Очень слабые вдох и выдох, что приводит к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, а также у робких, стеснительных детей.
Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге, и затем договаривает фразу и слово шёпотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с захлёбыванием».
Неумение детей правильно дышать приводит к пропускам звуков, задержке в их произношении, произношении на вдохе.
Недочёты дыхания преодолеваем путём развития более глубокого вдоха и более длительного выдоха и выработкой умения правильно дышать в процессе речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Учёные в своих исследованиях показали тесную взаимосвязь между речью, моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата.
При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность. А также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Двигательные и речевые центры в КГМ расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования точных движений рук и пальцев положительно воздействует на развитие речи.
Ученые, исследующие деятельность головного мозга и психическое развитие ребёнка, обнаружили очень интересную закономерность: чем лучше у него развиты тонкие движения руки, тем лучше развит мозг. Теперь совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Иными словами, если у малыша ловкие, подвижные, «послушные» пальчики, то и говорить он научится без труда.
Формирование фонематического восприятия
Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и дальнейшего успешного обучения в школе. При нормальном речевом развитии фонематический слух формируется спонтанно в условиях речевого окружения. Только при его наличии возможно чёткое восприятие речи и смысл отдельных слов.
Фонематическое восприятие характеризуется способностью определять:
Наличие или отсутствие определённого звука в составе слова;
Последовательность звуков в составе слова;
Позицию звука в составе слова;
Количество звуков в слове.
Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении, грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замены букв) и служит причиной их неуспеваемости.
Развитие лексико – грамматических категорий
Словарь.
Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).
Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т. д.
Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?
«Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т. п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.
В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Скажи наоборот». «Чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т. п.
Изучаем слова-обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные» и т. д.
Формирование грамматического строя речи.
Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».
Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т. к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши, но и само слово (ухо – уши).
Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.
Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «Синее небо; лента синяя; карандаш синий; цветы синие».
Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов : картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».
Например, дидактическая игра «Человек».
«Про что можно сказать у человека одна? (голова, шея). А про что у человека можно сказать два? (два уха, два глаза). Про что можно сказатьодин? (один живот, один нос). А чего у человека много? (волос)».
Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книг»
Упражняем в употреблении притяжательного местоимения. Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.
Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).
Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: «брат – братик, сестра – сестренка».
Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. «Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала»
Упражняем в образовании прилагательных от существительных. «Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное».
Конечно, невозможно рассказать об отработке всех грамматических категорий. Хотелось показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У ребят лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы.
Развитие связной речи.
Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.
В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;
• фрагменты высказываний логически не связаны между собой.
Проанализировав программу, изучив дополнительную литературу, пришла к выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования, который можно использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ; составление рассказов по картине, описательный рассказ, творческий рассказ).
В ходе использования приема я знакомлю детей с графическим способом предоставления информации – моделью. Это могут быть геометрические фигуры, силуэты, контуры.
Затем дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. Я учу их ориентироваться на качественные характеристики (добрый, трусливый, сильный и т. п.). Здесь в качестве модели может быть представлена полоска разноцветных кругов, других геометрических фигур.
В дальнейшем я планирую учить наших детей составлению рассказов по сюжетной картине, описанию предметов и составлению творческого рассказа, сказки.
Проводя такие занятия, я пришла к выводу, что у детей повысился интерес к данному виду деятельности, т. к. дети учатся планировать свою речь.
Уважаемые родители! Больше разговаривайте со своими детьми. Спрашивайте у них, как прошёл день в детском саду, как ему понравилась прогулка с вами, поход в гости… Не удовлетворяйтесь односложными ответами: «понравилось», «играл», «хорошо», требуйте от детей ответа фразой! При необходимости – подскажите, помогите начать предложение, например: «Сегодня я…» (пусть ребёнок повторит за вами начало предложения и продолжит его дальше). На прогулке, по пути домой, дома – везде – разговаривайте с ребёнком, спрашивайте его мнение по различным вопросам. Просите его объяснить, подумать вслух, почему что-то происходит именно так, а не иначе. Просите его пересказывать сюжет прочитанных сказок, стихотворений, просмотренных мультфильмов. Пусть ребёнок не ограничивается односложным ответом, что это сказка, к примеру, про репку. Спросите у него, кто главные герои? Что произошло в сказке? Почему вытянули репку только тогда, когда появилась мышка? А что было бы, если бы репку тянули все по отдельности, а не вместе? Попросите ребёнка рассказать, придумать, какие герои сказки? Какая кошка? Собака? Как их зовут? Где они живут? Дружат ли они между собой? И т. д., и т. п.
Роль семьи в преодолении речевых нарушений.
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка :
Не ругать ребенка за неправильную речь;
Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин. ;
все задания выполняются до конца;
занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте его, если он не справляется с заданиями.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе.
Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!