Получи документы

Анализ художественных произведений в работе с детьми

Ольга Дивина
Анализ художественных произведений в работе с детьми
▼ Скачать

Н. Толстой «Гуси- лебеди»

1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.

2. Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

3. Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

4. Характеристика главных героев:

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица: Любит своего брата:

-Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала- Братец не откликается.

Публикация «Анализ художественных произведений в работе с детьми» размещена в разделах

-Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

Баба-Яга: Злая

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

-Кликнула она Гусей-лебедей: - скорей гуси – лебеди, летите в погоню!

5. Художественное своеобразие произведения :

Особенности композиции:

o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были….)

o Экспозиция (наказ родителей)

o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

o Сказка заканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира:

Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

В сказке используются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?» Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

6. Выводы:

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

Лисичка сестричка и серый волк.

Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.

Идея сказки: Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.

Главные герои сказки — это лисичка – сестричка и серый волк.

Лисичка-сестричка:

- хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;

- умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;

- жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;

2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».

Волк:

- доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было. ;

- добрый: «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)

Художественное своеобразие произведения :

Композиция:

Присказка ("Жили себе дед да баба", экспозиция (" Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз", завязка ("А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла. ", развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет»., кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать") и развязка ("…Так, сестрица, так!").

Приё мы:

Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает, например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! - думает волк. - И не вытащишь!»

Антропоморфизм (очеловечивание, например, «Что ты там, лисонька, говоришь? - спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, - говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»

Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.

Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми : Лиса и дед, лиса и волк и т. д.

«Царевна-лягушка» - русская народная сказка.

Жанр - волшебная сказка.

Подвид - волшебные похищения невесты.

Сюжет - поиск, освобождение из плена и колдовства невесты.

Главная героиня - Царевна-Лягушка

• положительный женский образ

• волшебница

Характер главной героини:

• добрая

• внимательная

• заботливая

• скромная

• умная

Царевна-Лягушка ранее Василиса-Премудрая, была превращена своим разгневанным отцов в обличье лягушки. На балу она с помощью помощников (мамки и няньки, а так же с помощью своих чудесных умений, создала на царском перу озеро с лебедями. Её красота с честью выдерживает испытания для невесток.

Главный герой - Иван-Царевич

положительный мужской образ

Тип - высокие

Характер главного героя:

• добрый

• смелый

• уважал окружающих

Иван-Царевич, младший сын царя, не ищет богатства, покоряется отцу и женится на болотной лягушке. На его судьбу выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь, найти и освободить Василису, победив Кащея Бессмертного.

Герои-антагонисты -старшие братья Иван-Царевича, более удачливые в выборе невест.

Герой-вредитель - Кащей Бессмертный

Смерть Кащея Бессмертного «на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кащей, как свой глаз бережет»

Герой-отправитель - царь, отправляющий своих сыновей на поиски невест, подвергающий испытаниям своих невесток.

Герои-помощники - мамки, няньки. Они помогали Василисе-Премудрой справиться с царскими испытаниями.

Помощник-даритель - старичок, подаривший Ивану-Царевечу путеводный клубок.

Композиция волшебной сказки:

Присказка — отсутствует.

Зачин — развернутый.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».

Нарушение запрета — Иван-Царевич нарушил запрет, он сжег лягушиную кожу, что повлияло на дальнейшую его судьбу.

«Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне».

Многократное троичное повторение — присутствует в сказке, и таким образам развивает сюжет, вносит интригу и украшает речь.

«Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото».

«Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня».

Концовка - простая.

«И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Публикации по теме:

Дидактические схемы для пересказывания художественных произведенийДидактические схемы для пересказывания художественных произведений Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного произведения. Несмотря на то, что для детей пересказ – это самый легкий.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Картотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасностиКартотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасности Картотека художественных произведений для чтения детям по пожарной безопасности. Бианки В. Береги лес! / Лесная газета. Волынский Т. Кошкин.

Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны»Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» 1. Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна 2. Л. Бетховен «Весенняя соната».

Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах»Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» К. Сен-Санс. «Карнавал животных»: 1. Вступление и Королевский марш льва 2. Куры.

Конспект совместной деятельности с детьми с использованием нетрадиционных художественных материалов «Пасхальные фантазии»Конспект совместной деятельности с детьми с использованием нетрадиционных художественных материалов «Пасхальные фантазии» Цель: создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования детей с нетрадиционными художественными материалами.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Оценочный дневник проведенных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (анализ и самоанализ). День 1 Оценочный дневник проведенных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (анализ и самоанализ). День 1. НОД «Здравствуй, Весна!» (познавательное.

Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке»Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке» Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке» Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ художественных произведений в работе с детьми
Опубликовано: 29 октября 2023 в 15:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ художественных произведений в работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дивина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД