Наталья Сидорова Бондарева
Анализ деятельности психолога в инклюзином образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Анализируя различную литературу, можно сделать вывод, что инклюзивное образование предполагает изменение образовательного учреждения, максимально адаптируя его к способностям ребёнка, удовлетворяя его особые потребности {16,125}.
При введении инклюзии, модернизируя обычную систему образования, педагогам приходится приспосабливаться к новым условиям, к новым образовательным стандартам, повышать свою профессиональную компетентность, в связи с чем особое значение приобретает утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живёт до тех пор, пока учится.
Публикация «Анализ деятельности психолога в инклюзином образовательном пространстве» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Но так же хочется вспомнить и другие слова К. Д. Ушинского, где он поясняет, что каждый педагог и без психологии немного психолог, ведь именно педагог изучает своего воспитанника, формирует знания, корректирует и совершенствует умения, борется с дурными привычками, то есть полностью погружается в психологию воспитания {21,25}.
Вдумываясь в утверждения К. Д. Ушинского, наталкиваешься на его же высказывание: «… психология такая лёгкая наука, что всякий практик-педагог знает её без всякого подготовления» {21,25}. И можно было бы с этим согласиться, если бы не внедрение инклюзии в систему образования.
В настоящий момент всем педагогам, в том числе и психологам, нужно быть готовыми к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора.
Подводя итоги по важности развития инклюзивного образования в современном мире, можно смело утверждать об успешном её развитии только в том случае, если инклюзивное образование будет основываться на трё х самых важных моментах:
1. Признание ценности и индивидуальности каждого ученика.
2. Возможность адаптации образовательной программы.
3. Готовность воспитателя взаимодействовать с каждым ребёнком, независимо от его особенностей.
Говоря о компетентности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве, можно выделить главное качество, необходимое психологу, это готовность к оказанию помощи. И неоспоримым фактом является то, что психолог инклюзивного образования должен хорошо понимать отличие инклюзивного образования от традиционного {27,71}.
Между тем, главными задачами педагога-психолога в инклюзивном образовании являются : способность научить окружающих (семья, другие дети и их родители, педагоги) принимать и уважать «особенных» детей, доброжелательно и толерантно относиться к ним в быту, обеспечить для всех равные возможности, ценить способности детей с ОВЗ (ООП, создавать им систему поддержки.
Психолог в образовательном учреждении – это прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий детей, разбирающийся как в общих закономерностях, так и в возрастных особенностях психического развития детей, а также в индивидуальных вариациях этих особенностей. Не менее важно умение разбираться в психологии взрослых. Это необходимо для правильного оценивания позиции взрослых по отношению к своему ребёнку, для анализирования их совместной деятельности. Основной функцией психолога в дошкольном образовательном учреждении является охрана психического здоровья ребёнка, поэтому во внимание специалиста попадает всё окружение ребёнка. Для эффективного развития способностей дошкольника необходимо поддержание эмоционального благополучия не только в стенах ДОУ, но и за их пределами.
В связи с современными тенденциями в образовании к психологам предъявляются всё новые и более жёсткие требования по соответствию занимаемой должности. Но оценить профессиональную компетентность, мастерство, дать оценку профессиональной деятельности на основании результатов работы, по статистике можно по прошествии пяти лет плодотворной работы на одном месте. И если психолог не будет «стоять на месте», а всячески будет стремиться к самосовершенствованию, повышению педагогического мастерства, самообразованию, повышению уровня своих знаний и умений, а также будет лояльно, толерантно и доброжелательно относиться к обществу, в том числе к детям с ОВЗ, то такой психолог может достичь многого в своей профессиональной деятельности. Ещё важным аспектом деятельности психолога является грамотное проектирование ИОМ ребёнка. Конструирование индивидуального образовательного маршрута является базовым принципом ФГОС дошкольного образования, принципом приоритета интересов ребёнка.
Таким образом можно сказать, что ИОМ – это личностное развитие ребёнка. Благодаря выстраиванию ИОМ развития детей, не усваивающих общеобразовательную программу дошкольного образования (предусмотренную образовательным учреждением, детей с ограниченными возможностями здоровья, происходит обеспечивание воспитанникам равных возможностей при поступлении в школу.
Как становится ясно, работа психолога в отдельности ни к чему не приведёт, она будет безуспешной. Только хорошо организованная, чётко слаженная работа всех участников инклюзивного образования может способствовать успешному развитию каждого ребёнка.