Калашникова Елена
Аналитический отчет по самообразованию за год «Использование дидактических игр при ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет по самообразованию воспитателя
Калашниковой Елены Алексеевны за 2020 -2021 учебный год
МБДОУ детский сад №83 г. Владикавказ
на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений".
Целью моей работы по самообразованию в 2020 – 2021году было:
Публикация «Аналитический отчет по самообразованию за год „Использование дидактических игр при ФЭМП“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.
Образовательная область: познавательная, социально – коммуникативная, речевая.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
3. использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
4. активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Актуальность:
Развитие элементарных математических представлений исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной.
Изучение данной методической темы было начато в сентябре 2020 года.
Цель: Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
В процессе работы над методической темой в 2020-2021 учебном году были поставлены следующие задачи:
• Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование, ознакомиться с инновационными методиками;
• Обогащение предметно-пространственной среды различными дидактическими играми по формированию элементарных математических представлений ;
• Разработать и внедрить перспективный план на год с детьми группы, по использованию дидактических игр с математическим содержанием;
• Развивать способности классифицировать, обобщать математический материал;
• Вовлечь родителей в работу по формированию ФЭМП у детей на основе использования дидактических игр.
Этапы реализации:
Подготовительный (сентябрь) :
• Изучение научно-педагогической литературы ;
• Изучение опыта работы в сети Интернет;
• Постановка цели и задачи;
• Составление плана ;
• Подбор и создание дидактических игр.
Основной (октябрь- апрель) :
На 2 этапе проводилась основная работа по методической теме, а так же осуществлялась совместная деятельность детей и родителей.
Основной целью является создание условий формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с современными требованиями с посредством использования дидактических игр. Работа по данному направлению опирается на требования примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А., Васильевой.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
Образовательные:
• Формировать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
• Формировать умение группировать предметы по цвету, размеру, форме;
• Учить понимать смысл обозначений вверху-внизу, справа-слева, на, над –под;
• Учить правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
• Учить различать круг, квадрат, треугольник.
Развивающие:
• Развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками провожу в различных формах:
• организованная образовательная деятельность
• театрализация с математическим содержанием;
• самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников использовала следующие методы и приемы:
• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
• сравнение;
• метод моделирования и конструирования;
• решение логических задач;
• здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики);
• информационно коммуникативные технологии.
В октябре месяце детей второй младшей группы начала знакомить с геометрическими фигурами, различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Чтобы сформировать представление о той или иной геометрической фигуре (сенсорном эталоне, необходимо включение различных анализаторов. Поэтому, когда ребенок нашел круг, необходимо осязательно-двигательное обследование формы: обведение контура данной фигуры. Использовала дидактические игры «Геометрическое лото», «Катится – не катится», «Узнай по форме».
В ноябре месяце для формирования представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер; выделения признаков различия и сходства использовала дидактические игры «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики», «Из каких фигур состоит».
В декабре месяце для объединения предметов в группу по цвету, форме, размеру использовала игры «Найди пару», «Разложи по коробочкам» :
В январе для выделения части группы и нахождения «лишних» предметов использовала игры «Что лишнее?», «Что изменилось?».
В феврале знакомила с понятиями «один», «много» - игры «В лес за грибами», «Угости зайчат».
В марте учились сравнению групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше) – дидактические игры «Угостим белочек грибочками», «Бабочки и цветы».
В апреле для формирование пространственных представлений: на –над -под, вверху –внизу использовала игры «Возьми игрушку», «Магазин игрушек», «Нарисую я картину».
Интересны детям для закрепления пространственных представлений дидактические игры, созданные по мотивам знакомых русских народных сказок, например, «Репка», «Теремок», «Рукавичка». Вспоминая сказку, выкладывая её на магнитной доске, дети вспоминают пространственные отношения персонажей: дедка стоит впереди, за дедкой бабка, бабка стоит сзади дедки и т. п.
Также использовала игры из подручных материалов – крышки от пюре «Фрутоняня». Крышки от этого пюре имеют необычную форму. На крышке присутствуют насечки, с помощью которых их можно соединять друг с другом. Для этого нужно только собрать их достаточное количество.
Когда мы хотим познакомить детей с числами: для этого берем крышки красного цвета -это будет число 1,две зеленые крышки -это число 2, три желтые, соединенные между собой- это 3. Берем основные цвета. Раскладываем перед ребенком 3 условных числа и говорим: «Найди число 1» и ребенок показывает красного цвета крышку. Одень один на палец. «Найди 2», теперь он одевает на 2 пальца и т. д.
«Чего больше - чего меньше»
Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».
Предлагаем ребенку выложить в ряд единицы (4 шт. красных крышек).Дальше просим положить напротив каждой синие крышки, при этом нужно следить, чтобы ребенок правильно выполнил. А теперь просим убрать одну крышку и спрашиваем- каких крышек больше, красных или синих, каких меньше или поровну. А что нужно сделать, чтобы стало поровну (добавить одну крышку). Также можно попросить убрать еще раз синего цвета и спросить, а как можно еще сделать, чтобы стало поровну (надо убрать красную).
«Продолжи ряд»
Ребенку предлагается выложить логические цепочки. Самая простая цепочка это змейка из двух цветов. Выкладываю начало змейки, а ребенку предлагаю продолжить. Спрашиваю, какая крышка должна быть следующей, почему. Ребенок выбирает и раскладывает в соответствии с заданной закономерностью. Можно усложнить: две красные, одна желтая или две красные, две желтые. Также можно сделать ошибку и попросить ребенка исправить.
«Лесенка»
Цель: формирование у детей умения строить последовательный ряд по величине.
На столе башенки из крышек. Предлагаю построить лесенку в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте. «Чтобы выполнить верно, нужно каждый раз брать самую высокую башенку из всех, которые не уложены в ряд».
Можно попросить ребенка закрыть глаза и убрать 1 башенку и спросить, что поменялось.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, и важнейшую роль. Использую формы работы с родителями:
• консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры», «Учим математику дома» ;
• изготовление дидактических игр совместно с родителями;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• совместное создание предметно-развивающей среды.
Заключительный (май) :
• Создание картотеки «Дидактические игры по ФЭМП».
Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр дала свои результаты. Дети с удовольствием играют с играми самостоятельно и совместно с воспитателем. Дети знают и умеют находить заданный предмет по нескольким признакам (цвету, форме, размеру, толщине); умеют различать предметы по размеру: длине, ширине, высоте; учатся обследовать и группировать предметы по 1-2 свойствам; в процессе игры дети стремятся последовательно выполнять 2-3 шага игрового действия.
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме.
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей средней группы посредством использования дидактических игр»;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
Для оценки результативности своей работы я разработала критерии
определения уровня развития нравственных качеств у детей с помощью
сказки.
Результаты по критериям:
Начало учебного года: высокий уровень – 7%, средний уровень – 21%, низкий уровень – 72%;
Конец учебного года: высокий уровень – 28%, средний уровень – 58%, низкий уровень – 14%.
Считаю, что поставленные мною задачи в начале учебного года, в целом
выполнены.
Литература:
1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. : Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,
«Детский сад. Всё для воспитателя».