Наталья Бурнышева
Аналитический отчет «Всестороннее развитие личности ребенка посредством поисково-исследовательской активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет на тему : «Всестороннее развитие личности ребенка, через поисково- исследовательскую активность дошкольников».
Публикация «Аналитический отчет „Всестороннее развитие личности ребенка посредством поисково-исследовательской активности“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Исследовательская деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
При осуществлении своей педагогической деятельности я строю свою работу в соответствии с ФГОС ДО.
Работая с детьми в детском саду, я стараюсь создать благоприятный психологический климат в коллективе воспитанников, атмосферу взаимопонимания, взаимопомощи, толерантности. Также ориентируюсь в педагогической деятельности на знание об интересах и потребностях воспитанников в педагогической деятельности.
Опираясь на ФГОС учитываю :
1) все индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, на индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) И учитываю возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Аналитическая часть.
Планирование деятельности.
На межаттестационный период ориентируясь на правовые нормативные документы ФГОС основным направлением работы стала познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.
Мною была сформулирована тема: «Всестороннее развитие личности ребенка, через поисково- исследовательскую активность дошкольников».
Используя эту тему в старшем дошкольном возрасте, за основу было взято как кратко срочные так и долгосрочные проекты.
В своей работе над познавательно – исследовательской деятельности на данную тему применила и использовала технологии такие как:
-метод проектов;
-технология самостоятельной исследовательской деятельности детей;
-технология экспериментирования;
-игровые педагогические технологии;
-педагогические технологии обучения и развития;
-педагогическая технология экологического образования детей;
-педагогическая технология формирования основ ОБЖ.
Используя эту тему в старшем дошкольном возрасте, за основу было взяты как кратко срочные так и долгосрочные проекты.
Технологию проектной деятельности использовала в рамках специально организованного обучения детей (в рамках непосредственно образовательной деятельности).
Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
В последствии, работая над проектом я выстроила своеобразный алгоритм деятельности, который включает в себя следующие шаги:
я ставила перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
- Вовлекала дошкольников в решение проблемы;
- Намечала план движения к цели (поддерживала интерес детей и родителей);
-Обсуждение плана с семьями;
- Обращалась за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- Вместе с родителями и детьми составляла план – схему проведение проекта;
- Собирала информацию, различный материал;
- Проводила занятия, игры, наблюдения, просмотр презентационного материала;
- Выдавала домашнее задание родителям и детям;
- Поощряла самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов,
информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. п.);
-Организовала презентацию проекта (праздник, открытое занятие);
-Подвела итоги (Обобщила свой опыт работы, показ открытого занятия на окружном семинаре).
Углубляясь в работу по направлению познавательно – исследовательской деятельности основной целью преследовала всестороннее развитие личности ребенка. Методика «Путешествие по карте», создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае).
Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествий по карте» : Обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).«Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).
Задачи, решаемые при организации «Путешествия по карте» :
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
6. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.
Таким образом в проектной деятельности, используя «путешествие по карте» происходило формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывая его индивидуальность, реализуя интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.
Основным долгосрочным проектом является - «Наша планета - Земля».
На занятии мы вместе с детьми рассмотрели солнечную систему с планетами и самой большой звездой –Солнцем. После чего акцентировали свое внимание на планету –Земля и модель земли – глобус.
И уже следующим этапом занятия проводилась непосредственная работа с глобусом : рассматривали модель глобуса, цвета изображенные на глобусе и рассказывали что каждый цвет обозначает. Называли и распределяли по нашей созданной модели глобуса материки и заселяли на материки их обитателей, дети подготовили мини – доклады о растительности на разных материках земли. Также рассматривали и называли океаны и моря нашей земли. Дети составляли рассказы на тему: о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
В дальнейшем, на втором этапе, мы совместно с детьми углубились в работу изучая тему: Россия –моя Родина. На данном этапе я познакомила детей с картой – дети получили элементарные знания о понятии карты. Познакомились с картой России. Дала знания детям о том что Россия –наша Родина, что мы являемся жителями России – мы Россияне, сделала акцент на национальность объяснив детям что мы по национальности русский народ. Провела знакомство с Президентом страны, с Гимном нашей страны, с флагом России. В дальнейшем познакомились со столицей нашей Родины и с кремлем. На карте России мы коллективно проработали местонахождения Урала. Дети и их родители, воспитатели проводили работу по сбору информации по данной теме, а именно перечисляли какие животные обитают на территории России, растительность, природа, леса.
В дальнейшем, третьим этапом, углубились в работу над темой:
«Урал – наш край родной». Познакомила детей с картой – картой Урал. Рассматривали на карте горы, реки, местности, познакомила детей с условными знаками на карте.
Продолжая работу вместе с детьми и их родителями собрали достаточно большой объем информации по данной теме и организовали выставку «Достопримечательности Урала».
Также была организована фотовыставка детей : «Я путешествовал по Уралу», к фотовыставке каждый ребенок готовил мини- доклад или рассказ, где он отдыхал, бывал в какой местности нашего родного края.
Открыли свой мини - музей на тему:«Щедра и богата природа Урала».
Здесь мы с детьми сделали акцент на творчества нашего уральского писателя П. П. Бажова.
К его сказам были представлены самые разные работы - Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, Голубая змейка.
Но и были представлены другие виды работ достопримечательности нашего края – Невьянская башня, также дети в своем творчестве, выполнили работу нарисовав картину «Зима – на Урале».
После чего мы с детьми продолжали углубляться в познавательно – исследовательскую тему по теме «Путешествие по карте»
И перешли к заключительному этапу, «Город Верхний Тагил».
На этом этапе познакомила детей с картой нашего города, познакомила с Гербом и символом нашего города, познакомились с улицами города и их историей организовывали прогулки по улицам родного города, осуществляли выход в музей знакомились с экспонатами в музее, посещали библиотеку нашего города и закрепили знания о достопримечательности нашего города.