Светлана Беляева
Аналитический отчѐт о работе в 2016–2017 учебном году в группе дошкольного возраста с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчёт о работе в 2016-2017 учебном году в группе дошкольного
возраста с детьми 5-6 лет
Воспитатель: Беляева Светлана Геннадьевна
1. Общая характеристика группы.
Состав группы на начало года: всего человек – 25. В начале учебного года поступил 1 ребёнок- Кайшев Матвей, адаптация лёгкая. Возраст детей от 5 до 6-ти лет. Большая часть детей нашей группы находится в едином коллективе с первой младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают дружеские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, музыкальной школе, школе изобразительных искусств. На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и высокие результаты.
Публикация «Аналитический отчѐт о работе в 2016–2017 учебном году в группе дошкольного возраста с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
Работа в группе осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ № 65 и ООП.
Цель моей воспитательно-образовательной работы в группе: развитие познавательного опыта и практических навыков детей в поисково-исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены ряд задач:
• Обучать дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
• Формировать и развивать у дошкольников умения и навыки исследовательского поиска и творческого проектирования.
• Развивать познавательную мотивацию и способности, способности к сотрудничеству, коммуникативные навыки.
Формирование навыков поисково - исследовательской деятельности детей строилось на основе технологии Александра Ильича Савенкова. Я изучила его методики:
«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
«Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания.»
«Развитие познавательных способностей дошкольников»
«Развитие творческого мышления»
Познакомилась с опытом работы Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П.. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
«Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.
Я изучила и использовала игровую технологию Квест, технологию взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета Квест, с его почти безграничными возможностями, оказал неоценимую помощь, предоставляя возможность разнообразить воспитательно- образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Изучила и использовала в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми технологию Зака, Дьенеша, Кьюзинера, что способствовало не только развитию логико- математического мышления у детей, но и формировались навыки познавательно- исследовательской деятельности.
Продолжала использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии.
Для коллег показала итоговое занятие «Невероятные приключения детей в волшебной стране», в занятие включила методы исследования и приёмы по формированию исследовательских умений.
Опубликовала конспект занятия на МААМ.
Когда учителя начальной школы и воспитатели дошкольных учреждений работают совместно, по единым требованиям, то и качество образовательных услуг значительно повышается. Осенью учителя МОУ СОШ №10 были приглашены на НОД по развитию связной речи: «Как медведь сам себя напугал.»
Учителя получили возможность увидеть методы и приёмы, используемые воспитателем для решения задач занятия и оценить сложности
В этом учебном году я повысила свою педагогическую компетентность, посещая ГМК воспитателей групп дошкольного возраста.
Участвовала в работе творческой группы: «Развитие конструктивно-модельной деятельности и технического творчества дошкольников.»
Прошла стажировку в МБДОУ№15 по работе с интерактивной доской. Как итог моей стажировки, я показала возможности использования интерактивной доски в организации НОД «Путешествие со Смешариками» для воспитателей, посещающих стажёрскую площадку. Это дало возможность показать себя и услышать мнение о своей работе со стороны об уровне своего профессионального мастерства в этой области.
В ходе подготовки и проведения педсовета:
• Показала педагогам НОД по двигательной активности «Морское путешествие» также с использованием смартдоски.
Цель НОД: Обогащение двигательного опыта детей 5- 6 - го года жизни. Формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Поделилась с педагогами опытом использования здоровьесберегающих технологий и интересными приёмами организации деятельности детей.
• Участвовала в работе семинара и подготовила сообщение «Здоровьесберегающие технологии в
• Провела с педагогами мастеркласс: «Коррегирующая гимнастика после сна».
Участие в профессиональных конкурсах для меня– это возможность повысить свой социальный статус, изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал. Хотя участие в конкурсах отнимает много сил, этом очень организует, заставляет совершенствоваться, конечно же, профессионально развивает, вносит свежую струю, чувствуешь, что не стоишь на месте. В этом учебном году я сама и вместе с детьми принимала участие в конкурсах:
Уровень ДОУ
сентябрь Подготовка к учебному году 1 место
декабрь Математика вокруг нас 1 место
февраль Лучший уголок физкультуры и спорта 1 место
Муниципальный уровень
февраль Экоколобок: Экологический исследовательский проект с детьми дошкольного возраста
«По страницам Красной книги» в тандеме с Мельниковой О. В. Участник, также опубликовала проект на сайте МААМ
март Я люблю Россию.
Номинация видео «Зарница» 3 место
Участие детей в конкурсах
февраль Конкурс чтецов. Полуэктова Алёна
Подоров Илья
февраль Выставка: «Красота вокруг нас» муниципальный уровень Никонова Аня, Прохоров Саша, Морозова Катя
Для развития познавательных интересов я использовала технологию проектной деятельности. Она давала детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Дети были вовлечены в познавательно-исследовательские проекты:
«Воздух вокруг нас», «Волшебная капелька воды», «Что из чего сделано»
межгрупповые комплексные:
«По страницам Красной книги», «Мама солнышко моё», «Будущие защитники Отечества», «Вперёд к звёздам», «Детям о войне».
В ходе работы над проектами дети научились изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
При подготовке к интеллектуальной Олимпиаде объектом для исследования по методике Савенкова стала серая куропатка. Дети научились «добывать» информацию из разных источников самостоятельно и при помощи родителей; рассказывать её своим товарищам; научились делать умозаключения; приобрели большой запас знаний об этих одинаковых и таких разных зверьках. Благодаря родителям были оформлены папки с информацией о животных.
5. Работа по обновлению предметно-развивающей среды
В течение года постоянно обновлялась предметно-развивающая среда в группе. Созданы зоны познавательного и речевого пространства, подобраны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развитие детей, согласно их возрастным особенностям. Четко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Были изготовлены различные головоломки, настольные игры, направленные на развитие речи, обучение грамоте, логико-математического мышления,, лепбук «Всё обо всём», оборудован центр экспериментирования, вместе с детьми к каждому сезону были оформлены мобили.
6. Мониторинг реализации программы в группе Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ освоения детьми программного материала показывают стабильность и положительную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на позитивный процесс в целом, оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.
В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи:
Проблемы:
• Не все дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других
• Не все дети способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности
Успехи:
• Все дети группы обладают развитым воображением, которое реализуется ими во всех видах деятельности, особенно в изобразительной и игровой деятельности
.• Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, используют речь для построения речевого высказывания в ситуации общения
• Ребята обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, с удовольствием наблюдают и экспериментируют
С учётом проблем и успехов, возникших в минувшем году, воспитателями намечены следующие задачи на 2017-2018 учебный год:
• Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС – дополнить материалами, созданные в группе центры.
• Повышение уровня педагогического мастерства путём обмена опытом с коллегами.
• Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе;
поддержание партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями.
1. Интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы.
2. Самостоятельность, инициативность в поисковых действиях.
3. Способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества).
4. Результативность (результат адекватный цели, частичный результат, отсутствие результата).
5. Настойчивость, вариативность исследовательского поиска.
6. Положительно-эмоциональное отношение к экспериментированию.
По результатам работы можно сделать вывод, что у детей повысилась самооценка, стремление к активной деятельности. Они эмоционально отзывчивы, любознательны, способны решать проблемные ситуации.
8. Взаимодействие с родителями
В жизни нашего детского коллектива участвуют родители. Нами были составлены перспективный и календарный планы, в них указывались все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, тематика наглядно-стендовой информации. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех совместных мероприятиях группы, творческих конкурсах различных уровней, проектах. Результатом взаимодействия педагогов и родителей является
повышение активности родителей в жизни ДОУ.
Предметно-развивающая среда предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Групповую комнату делили на зоны, способствующие познавательному развитию детей: книжный уголок, сенсорного развития, зона творчества, спортивный уголок, уголок сказок. Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, которая сразу не обнаруживает себя, а побуждает ребенка к поиску, тем самым всесторонне развивая ребенка.
Дети в группе уверенно владеют культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх отражают социальные события. Развита моторика детей, самостоятельно используют двигательный опыт.
У детей увеличилась устойчивость внимания, увеличился объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Могут использовать более сложный способ - логическое упорядочивание (разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа). Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей стало богаче и оригинальнее, логичным и последовательным. В конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
У детей развито наглядно-образное мышление, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений.
Речевые умения детей позволяют им полноценно общаться с взрослыми и сверстниками. Многие дети не только правильно произносят, но и хорошо различают звуки и слова, образовывают достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. У детей увеличился словарный запас. Активно развивается и монологическая речь. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.
Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях.
Но многие дети имеют нарушения в речевом развитии, поэтому необходима совместная с логопедом коррекционная работа по развитию речи.
В следующем 2017-2018чебном году я ставлю перед собой следующие задачи:
продолжать работу с детьми по развитию у детей познавательно- исследовательских умений
• Знакомить с различными свойствами веществ.
• Развивать представления об основных физических явлениях
• Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Развивать интеллектуальные эмоции детей, возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья
• продолжать изучать инновационные педагогические технологии;
• использовать эффективные формы работы с детьми и семьям воспитанников для будущей успешной адаптации ребенка в школе;
Анализ мониторинга качества освоения детьми основной образовательной программы показал позитивную динамику развития по всем направлениям. Я считаю, что результативность в работе была достигнута благодаря использованию инновационных педагогических технологий. С детьми, у которых не сформирован уровень освоения образовательной программы или находится в стадии становления, необходимо проводить индивидуальную работаю совместно со специалистами ДОУ через использование дидактических игр, развивающих игровых ситуаций, используя помощь родителей.