Людмила Боровская
Аналитическая справка педагогической деятельности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка педагогической деятельности воспитателя
муниципального дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 149 г. Пензы «Город детства» Боровской Людмилы Викторовны
В дошкольном учреждении углублено провожу работу с детьми по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста временных представлений на основе моделирования». Эта тема актуальна в виду того, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаст основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Публикация «Аналитическая справка педагогической деятельности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
На протяжении последних трех лет мною проводилось исследование по двум параллельным группам, начиная со среднего возраста.
Объект исследования: Формирование у детей дошкольного возраста временных представлений на основе моделирования.
Предмет исследования: Эффективность использования приемов моделирования в процессе формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: Изучить эффективность использования приемов моделирования на формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить литературу по проблеме формирования понятий о времени у детей дошкольного возраста на основе моделирования;
Подобрать диагностику и методики по выявлению уровня развития временных представлений у дошкольников;
Составить перспективные планы по данной проблеме;
Изготовить модели разных временных отрезков для каждого возраста.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников. Именно поэтому темой моего исследования было избрано использование моделирования в развитии временных представлений дошкольников.
Важным условием организации и проведения такой работы является диагностическая работа с детьми на основе программы «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой). На основе данных диагностики был составлен перспективный план по формированию временных представлений в старшей и Перспективный план по формированию временных понятий по каждой возрастной группе. Собран литературный материал; составлены конспекты занятий по каждому временному отрезку; проведены викторина, досуг «Путешествие в страну времени», представлены рекомендации родителям, проведены семинары-практикумы и консультации для педагогов (весь материал находится в личной творческой папке).
В группе оформлен уголок Времени, где находятся наглядные пособия, модели Часов по всем временным отрезкам, раздаточные материал в виде конвертиков с разрезными частями данных моделей на каждого ребенка, дидактические и настольно-печатные игры, изображения сказочных героев (братьев месяцев, сестер времен года, гномики недели, книги с иллюстрациями, практические приложения, модель Дома недели, фото с изображением различных времен суток, макеты часов с циферблатом, диаграммы, показывающие уровень усвоения детьми различных временных отрезков по каждой возрастной группе на начало и конец года.
В подготовительной группе продолжалась работа по закреплению представлений о времени, сформированных в старшей группе. В течение года знакомила дошкольников с братьями Месяцами, каждый из которых рассказывает о себе и своих старших сестрах: Зиме, Весне, Лете, Осени. А модели Часов помогли детям дать наглядное представление о продолжительности, сменяемости и последовательности этих временных эталонов. Также были изготовлены демонстрационный и раздаточный материал в виде моделей Часов Времен года, Часов братьев Месяцев, Часов Месяца, аналогичные Часам Недели, а также изображения каждого месяца и времени года с использованием пословиц, загадок и сказок об этих отрезках времени.
Формировать умение детей определять время на часах помогли модели часов с минутной и часовой стрелками, где изображены не только цифры на циферблате, но и картинки с разными временами года и деятельностью сказочных персонажей. Благодаря таким моделям, а также играм-пазлам, старшие дошкольники быстро овладели навыком определять и называть время с точностью до четверти часа. У детей воспитался интерес к соотнесению своего привычного распорядка дня с показаниями часов, к определению времени прошедшего и времени, которое должно пройти до наступления ожидаемого события. Приобретенные настольно-печатные игры, лото с моделями часов превосходно развивали у дошкольников наблюдательность, концентрацию внимания и аналитические способности, способствовали развитию желания играть сообща.
Вывод. Моделирование при формировании у детей чувства времени является необходимым условием для приобретения воспитанниками позитивного социального опыта: умение пользоваться часами, планировать свою деятельность, развивает у них уверенность и самостоятельность. Исходя из того, что использование моделирования в процессе формирования у дошкольников представлений о времени дало позитивные результаты и эффективно повлияло на приобретенные знания, умения и навыки, перспективой будет являться дальнейшее его использование и совершенствование.
Для обеспечения комплексного подхода к формированию временных представлений на основе моделирования у дошкольников мною налажена работа с семьями моих воспитанников. В начале каждого учебного года провожу анкетирование родителей с целью их отношения к данной теме. Результаты анкетирования использую в дальнейшей работе. На учебный год составляю план работы с родителями, в котором отражаю запросы родителей на образовательные услуги. Осуществляю систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включающую передачу теоретических знаний. Оказываю помощь по интересующим вопросам через консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, родительские всеобучи, где встречу с родителями стараюсь наполнить особым содержанием, направленным на установление доверительных отношений.
Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство путем овладения знаниями новых подходов к дошкольной дидактике на основе Федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, использую современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.