Кузнецова Галина
Аналитическая справка о результатах личного участия воспитателя в создании развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика группы/контингента детей
Комплектование группы осуществляется по возрастному принципу.
2018-2019 уч. г.
Младшая группа 2017-2018 уч. г.
Средняя группа
Характеристика
контингента детей В группе 27детей: девочек -12, мальчиков -15.
В группе воспитываются дети из полных семей – 20, из неполных – 3, многодетных – 4.
Русскоязычных семей – 20, двуязычных -7
С I группой здоровья – 2 детей,II группой здоровья – 25детей, III группой здоровья – 0 детей.
В группе 25 детей: девочек - 12, мальчиков - 13.
Публикация «Аналитическая справка о результатах личного участия воспитателя в создании развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В группе воспитываются дети из полных семей – 20, из неполных – 3, многодетных – 2. Все дети из русскоязычных семей.
С I группой здоровья – 2 детей,II группой здоровья – 20 детей,III группой здоровья – 3 детей.
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Безопасность и психологическая комфортность определяются удобством развивающего пространства, наличием положительного эмоционального фона, соответствием возрасту,индивидуальным особенностям и особенностям детского восприятия, а также основным требованиями ФГОС ДО к РППС: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность.
Развивающая предметно – пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено:
Младшая группа Средняя группа
Так как с трех лет дети становятся более требовательными к "похожести" игрушек на реальные вещи, в предметно- пространственную среду внесено игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья, «Доктор, «Парикмахер», «Магазин» больше игрушек среднего размера (куклы, антропоморфные животные объёмные и на подставках).
Ширма-остов домика, ширма-прилавок. Объемные модули ( набивные и надувные: кубы, валики).
Крупный строительный набор, ящик с мелкими предметами-заместителями, спортивный инвентарь.
Настольные и дидактические игры для познавательного развития детей : в том числе и авторские: «Иллюстрации по сезону, теме.
Уголок экологии оснащен цветами, игрушками для игр с песком и водой, оборудованием для экспериментирования, календарём природы из ковролина.
Музыкально-дидактические пособия (картинки с изображением музыкальных инструментов)бубны, погремушки.
В книжном уголке подобраны книги с яркими крупными иллюстрациям: книжки-вырубки, книжки - игрушки Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др
Цветные карандаши, мелки, краски, кисти, стаканы-непроливайки, раскраски, листы белой и цветной бумаги (заготовки для аппликации, трафареты, салфетки, пластилин, глина для лепки.
В группе есть магнитофон, настенный ковролин. В средней группе предметно-игровая среда была существенным образом мной изменена, по сравнению с младшей группой, так как дети среднего возраста уже частично сами организуют среду под замысел.
Уголок сюжетно-ролевых игр, довольно подробно обставленная в младших группах в этой возрастной группе представлена мобильной плитой; кукольная "спальня" и "столовая" ,которые легко перемещаются; все остальное может быть достроено детьми из крупных полифункциональных материалов (модули, которые легко переносятся с места на место. Низкая ширма обеспечивает "огораживание" любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр., а также служит подвижным и универсальным заместителем "магазина", "кукольного театра" и т. п. Этой же цели служат цветные шнуры.
Уголок природы дооснащен материалами для проведения опытов,оформлен календарь природы и дневник наблюдений за природой, дидактические и настольно-печатные набор картинок с изображением животных, птиц, альбомы «Времена года», природным и бросовым материалом.
В уголке конструирования: конструктора из различных материалов, с разными способами крепления, крупногабаритный деревянный напольный конструктор, набор мелкого строительного материала, имеющего основные деталиа так же мною оформлены схемы и планы построек, подобраны наборы игрушек для обыгрывания построек (
Регулярно оформляются выставки детской художественная литература по темамсказочных произведения, стихи, рассказы (которые знакомят детей с историей нашей родины, с современной жизнью); книги о животных и растениях;
Музыкальный уголок дооснащен музыкальными инструментами, дидактическими играми «Большие и маленькие птички», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чем играю», подбором CD- дисков (звучание музыкальных инструментов, голоса животных, птиц, звуки леса и т. д.).
РППС содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослых. На открытых полках, в непосредственной доступности находится материал, созданный и подобранный мной :
Младшая группа Средняя группа
Мной создано много нетрадиционного материала для сенсорного развития малышей : закрытые ёмкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания, вкладыши из разного материала, дидактические игры из фетра «Угадай сказку», «Оденем куклу», «Фрукты – овощи», «Составь пирамидку», комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера,матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши,
Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т. п.).
Разрезные предметные картинки по темам, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).
Мной подобраны наборы картинок для группировки, до 4-6 по каждой теме: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт,.
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
Пластиковые прозрачные ё мкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками и другие нетрадиционные музыкальные инструменты («Шумелки», «погремушки»).
Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания, ленты цветные короткие, платочки, нетрадиционное спортивное оборудование
Набор масок сказочных животных, разные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо). Атрибуты для самостоятельной двигательной активности (ленты, флажки, шнуры цветные, кольцебросы, самодельные мячи с разными наполнителями);
«Сенсорный уголок» - подобраны материалы, которые ребенок познает с помощью разных органов чувств (тактильные дощечки, наборы разных видов тканей, бумаги, древесины).
Музыкальный уголок дополнен музыкальной лесенкой, «настольным пианино».
Для развития математических представлений подобраны и дополнены авторскими разработками дидактические игры «Фигуры и формы», «Найди похожую фигуру», «Продолжи ряд», наборы геометрических тел разной величины, игры – головоломки, графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов персонажей).Мною придуманы схемы к логическим блокам Дьенеша, палочкамКюизенера, игре «Сложи узор» (кубики Никитина). В группе много объёмных вкладышей, мозаик разных форм и цвета, игра «чудесный мешочек».
Мной составлены наборы картинок для группировки по темам: цветы, деревья, птицы, обувь и т. д, наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине, наборы парных картинок типа лото.
Дидактические игры на формирование словаря и грамматического строя речи, правильное употребление предлогов («Что где?», «Что сначала, что потом», «Назови ласково», «и др., модели для обучения рассказыванию, альбомы с детским словотворчеством, предметные картинки, сюжетные картинки по сказкам, мнемотаблицы для составления описательных рассказов. Тематические раскраски, обводки, игры и альбомы на развитие цветовосприятия («Подбери по цвету»,» «Я – художник», «Цветной паровозик» и др., ознакомление с декоративной росписью («Сложи картинку», «Составь узор», «Подбери пару»,
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, например:
Младшая группа Средняя группа
Ширма позволяет трансформировать книжный уголок в уголок для сюжетных игр.
«Сенсорная дорожка» из мягких модулей трансформируется из спортивной в игровую. Используя ограничители пространства, например, ширмы, дети могут «Книжныйуголок» трансформировать в «Уголок уединения»;
Мягкие модули могут превратить игровую зону в спортивную («Полоса препятствий»).
Уголок природы трансформируется в лабораторию с помощью передвижного стола для экспериментирования.
Уголок конструирования в уголок для театрализованных игр.
Трехчастная ширма с раздвигающейся шторкой служит подвижным и универсальным заместителем "магазина", "кукольного театра" и т. п.
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональныи пригодны для использования в разных видах детской активности, например:
Младшая группа Средняя группа
Ёмкости для экспериментирования – используются в сюжетно- ролевых играх «Семья», «Магазин» ;
«Сенсорное панно» - в образовательной деятельности.
Вкладыши используются в играх с водой, песком.
Крышки –материал для дидактически игр «Разложи по цвету», «Подбери колёса для автомобиля», «Украсим крылья бабочке» и др.
Мягкие модули – строительный материал, спортивное оборудование, материал для сюжетных игр (Они используются для огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол, дидактическое средство «Подбери пару», «Найди такой же», «Справа – слева», «Где спрятался» и др.
Предметы – заместители : счётные палочки («ложки», «макароны», «огурцы» в сюжетной игре, строительный материал).
Природный материал – в художественно- творческой деятельности (лепка, аппликация, нетрадиционное рисование, дидактический материал, как предметы – заместители.
В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.
Игровой и наглядный материал периодически меняется в соответствии с тематикой, вносятся новые предметы и атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. В соответствии со временем года оформляется помещение группы. В зависимости от реализуемой темы вносится дидактический и игровой материал в разные уголки. Таким образом, среда отвечает принципу вариативности, например:
Младшая группа Средняя группа
Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Обеспечена периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, активность детей.
Постоянные тематические наборы становятся более мобильными. В средней группе РППС существенным образом изменена, по сравнению с младшей группой. Постоянные тематические зоны заменены на более гибкие сочетания сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел, используя мебель и атрибуты, которые легко перемещаются.
Обеспечена периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
Все игрушки в группе соответствуют гигиеническим требованиям, имеют привлекательный вид, учитывают гендерные (куклы, машинки, одежда в уголке ряжения) и индивидуальные особенности (игры разные по тематике, интересам и возможностям детей). Материалы и оборудование безопасны, сертифицированы. Все шкафы, стеллажи, закреплены. Растения находятся в безопасном месте, ядовитых нет.
Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:
• Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона бежевого цвета, присутствие ярких предметов – игрушек, ярких элементов отделки)что игровые средства являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств;
• Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (детские работы, альбомы семейных фотографий «Я расту», «Моя семья» «Наши семейные традиции», «Как я помогаю маме» и т. д.)
• Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности, все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх;
• Достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в группе представлены все виды игр : сюжетно – ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные и др.)
• Личностно – ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми, наличие добрых традиций группы.
(Встреча после летнего отдыха «День Арбузёнка», тематические чаепития совместно с родителями воспитанников, проведение конкурсов и выставок)
• В группе организованы различные пространства (для игры, двигательной активности, конструирования, уединения, рассматривания книг, наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
• Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия, вызывающих у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры.
• Обеспечены зоны условной изоляции («вижу, но не мешаю») тем детям, кому это необходимо.
• Пособия, атрибуты, игры и игрушки размещены с учетом деятельностного характера восприятия : все, что есть в группе в свободном доступе для ребенка.
Вывод: создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.
2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. При проектировании развивающей предметно – пространственной среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.
Образова
тельнаяобласть Формы
организации
(уголки) Младшая
группа Средняя
группа Степень личного участия
Социально-коммуникативноеразвитие Уголок сюжетно-ролевых игр.
Уголок театрализованных игр Игровые наборы «Доктор», «Инструменты», набор игровой мебели, посуды, продуктов для с/р игры «Семья»,
набор аксессуаров и костюмов для с/р игры «Парикмахерская», куклы разного размера, одежда для кукол, различные тематические
лото, домино
Ширманастольная, театр настольный,
пальчиковый, плоскостной, театр би-ба-бо,маски к играм и иммитациям движений
Куклы разного размера, звери и птицы объемные и плоскостные, наборы посуды, овощей и фруктов, набор медицинских принадлежностей, бытовой техники жезл, сумки, корзинки, рюкзачки, кукольная мебель и постельных принадлежностей, кукольные коляски, тележки,кассовые аппараты, корзинки. Разные виды транспортных игровых средств, в том числе и специальная техника, элементы железной дороги, солдатики, руль, костюмы «Водитель», «Пилот», «Парикмахер», «Продавец», «Доктор»
Различные виды театров : верховой, настольный, а так же шапочки и костюмы для игр-драматизаций, набор масок сказочных животных. Ширма напольная большая, деревянный настольный плоскостной театр по сказкам, книжки – самоделки, диски со сказками. Атрибуты и алгоритмы для сюжетно- ролевых игр «Парикмахерская» (альбомы с причёсками, ленты, банты);
«Доктор» карточки-рецепты
«Семья» (скатерти, салфетки, бусы, одежда для кукол по сезонам. Альбомы «Моя семья», «Я расту», настольно-печатные игры «Кто за кем»,«Профессии» «Ассоциации»).
Макет для уголка ПДД «Моя улица», альбомы с иллюстрациями «Транспорт», «Улица», макеты домов, светофор, нагрудные знаки. Дид. игры «Сложи знак», «Назови правильно», «Я – пешеход», «Подбери знак», «Найди ошибку»
Дид. Игры «Угадай сказку», «Расскажи сказку по картинкам», «Кого встретил колобок?», игры из серии «Сложи картинку» (герои сказок, алгоритмы к сказкам. Герои к театрам би-ба-бо-бо, подбор фонотеки
Познавательное развитие Уголок природы
Уголок экспериментирования
Уголок математики
Комнатные растения с паспортами, календарь погоды, наглядный иллюстрированный материал, книги с изображением животных, растений.
Наборы для игр с водой, песком и воздухом, набор тактильных дощечек, шумовые коробочки, бросовый и природный материал, алгоритмы опытов,формы для изготовления льда, лейки
Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, наборы плоскостных геометрических фигур, мозайки, рамки-вкладыши, пирамидки, шнуровки, игры на развитие мелкой моторики, пространственного мышления, различные настольно-печатные и дидактические игры, разрезные картинки и кубики. Материал для проведения опытов, стол-поддон, ёмкости одинакового и разного объёма, предметы для переливания и выливания, формочки, совочки, лопатки; календарь природы, дидактические и настольно-печатные игры, наглядный иллюстративный материал, набор картинок с изображением животных, птиц, альбомы «Времена года», природный и бросовый материал.
Дидактические игры «Фигуры и формы», развивающие игры «Найди похожую фигуру», «Что изменилось?», Объёмные вкладыши, доски-вкладыши, мозаика разных форм и цвета, математические наборы, счетные палочки, чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм. наборы парных картинок, наборы парных картинок типа лото, разрезные (складные) кубики с предметными картинками, для установления последовательности событий, части суток, времена года, сюжетные картинки, крупного формата.
Конструктора из различных материалов, с разными способами крепления, крупногабаритные деревянные напольные конструкторы, набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, мягкими модулями, а так же схемами и планами построек, наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т. п. для обыгрывания). Схемы и алгоритмы к опытам. Дид. игры «Чей малыш?», «Подбери пару», «Что за чем», «Время года», «Когда это бывает?», «Сложи цветок», «Цветок, дерево, куст» макеты ««Домашние животные», Зимний лес»,
Альбомы «Времена года», «Животные зимой», Животные и их детёныши», «Домашние животные».
Природный материал
Схемы к блокам Дьенеша, «Сложи узор», палочки Кюизенера, схемы к развивающим играм. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине, наборы геометрических тел разной величины, игры – головоломки, графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов персонажей, наборы.
Схемы к конструкторам, подобраны наборы игрушек для обыгрывания
Речевое
развитие Речевой уголок
Книжный уголок
Картотеки пальчиковых, речевых игр, игры для дыхательной гимнастики, предметные и сюжетные картинки. пазлы,настольно-печатные игры, книги разных издательств и серий для чтения и рассматривания. Дидактические игры на правильное употребление предлогов, модели для обучения рассказыванию, альбомы с детским словотворчеством, предметные картинки, сюжетные картинки по сказкам, игры на формирование словаря и грамматического строя речи, ,
детская художественная литература; иллюстрации по темам. Альбомы в соответствии с тематикой («Игрушки», «Детский сад», «Времена года», «Семья»,
«Профессии» и др. Дидактические игры на формирование словаря и грамматического строя речи, правильное употребление предлогов («Что где?», «Что сначала, что потом», «Назови ласково», «Где спрятался?», модели для обучения рассказыванию, альбомы с детским словотворчеством,мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
Художественно-эстетическое
развитие Уголок конструирования
Музыкальный уголок
Изобразительный уголок
Напольный, настольный конструктор разных видов, схемы построек
Музыкальные инструменты и картинки с их изображением
Цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, емкости для промывания кистей, печатки, трафареты, раскраски, бумага различной плотности и цвета, клей, пластилин, дидактические и настольные игры. Маракасы, металлофон, барабан, погремушки, картинки с изображением музыкальных инструментов, иллюстрации по пению, дидактические игры
Наборы цветных карандашей, фломастеров, восковых мелков, гуашь, губки разной формы для оттисков, баночки, кисти разные по толщине, салфетки из ткани, альбомы с образцами росписи (дымковская, городецкая); пластилин, доски для лепки, стеки, наборы разного вида бумаги, кисти для клея; раскраски, обводки, матрёшки. дидактические игры «Большие и маленькие птички «Птицы и птенчики», «Угадай, на чем играю», подборка CD- дисков (звучание музыкальных инструментов, голоса животных, птиц, звуки леса и т. д.)
Тематические раскраски, обводки, игры и альбомы на развитие цветовосприятия («Подбери по цвету»,» Я – художник», «Цветной паровозик» и др., ознакомление с декоративной росписью («Сложи картинку», «Составь узор», «Подбери пару»,
Физическое
развитие Физкультурный уголок Картотеки физминуток и подвижных игр, сюжетные и предметные иллюстрации про спорт, обручи, мячи разной величины, флажки, скакалки, кегли, массажные дорожка и мячи
Иллюстрации с различными видами спорта; флажки, мячи, кегли, мишени, кольцеброс, обручи, цветные шнуры, мягкие модули. Нетрадиционный материал : «Кольцеброс, мишени, набивные мячи, фонотека для утренней и бодрящей гимнастик. Иллюстрации по видам спорта. Алгоритмы умывания, сервировки стола Игры валеологической направленности: «Береги здоровье», «Если малыш поранился», «Как избежать неприятностей», «Хорошо – плохо», «Распорядок дня».
Вывод: в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, отражающая содержание областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.