Снежана Сергеевна Гарбуз
Аналитическая справка анализа деятельности педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как мы воспитываем молодёжь,
зависит то, сможет ли Россия сберечь
и приумножить саму себя»
В. В. Путин
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
ЦЕЛЬ: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию.
И сходя из того, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию данная работа включает целый комплекс задач:
1. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
2. расширение представлений о городах России;
3. знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
4. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
5. развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
6. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
7. формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
8. формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста проявляется через игровую деятельность.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности : в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по гражданско - патриотическому воспитанию детей осуществляем по следующим модулям:
Модуль №1 «Я – гражданин России»
Цель модуля: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания дошкольников;
2. формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию.
3. утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
4. развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной.
5. воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям.
Для достижения данной цели проведены с детьми занятия на тему:
«Люблю тебя мой край родной», «Мой любимый город», «Что такое героизм?», «Наша Родина Россия», «Наша армия». Посредствам проведенных занятий дети познакомились с достопримечательностями малой Родины Хакасии. Расширили представления о большой, огромной, многонациональной Родине – России, расширили представления о флаге, гербе, о городе Москве как столице нашей Родины. Воспитываем уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Рассказывали детям о том, что Земля – наш общий дом. Объясняли о том, как важно жить в мире, уважать культуру, обычаи и традиции всех национальностей.
Модуль № 2 «Я и моя семья»
Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Мы знакомим воспитанников с социальным миром, и считаем, что именно взрослые должны с раннего детства помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
Рассказывали о том, что настоящий мужчина обладает умом,
решительностью, смелостью, благородством. Настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать, настоящий сын и дочь берегут покой членов
семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов.
Мероприятия:
- беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», «
Забота о родителях – дело совести каждого».
-конкурс рисунков «Я люблю свою маму», «Моя мама – самая лучшая».
-Организована фотовыставка: «Профессия наших родителей».
-«Кто мои бабушка, дедушка?» Слушаем рассказы детей о бабушки, дедушке.
Использование перечисленных подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям по патриотическому воспитанию детей, способствует формированию патриотизма.
Модуль № 3 «Я – человек труда»
ЦЕЛЬ : Воспитывать у дошкольников положительное отношение к труду, о людях разных профессий.
ЗАДАЧИ:
• Развивать у детей интерес и любовь к труду.
• Развивать стремление детей отражать свои знания о труде взрослых
• Обогащать словарный запас.
• Воспитывать желание трудиться.
• Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.
В дошкольные годы происходит замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром.
Часто наши дети имеют смутные представления о мире профессий взрослых, не знают, кем работают папа и мама. Поэтому надо уделять большое внимание знакомству детей с миром профессий.
Дошкольный возраст является фундаментом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде малыш впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Были проведены беседы на тему: «как вы думаете, что такое труд?», «зачем взрослые трудятся?», «А мы с вами трудимся?», «Как мы свами трудимся?» и т. д., д/ и: «Кто он такой?». Разучивали пословицы и поговорки о труде.
Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в группе, на участке. Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.
Модуль № 4 «Я – часть природы: живая природа, культурное наследие и народные традиции».
Цель: формирование у ребенка чувства бережного отношения к живой природе и окружающей среде, культурному наследию и традициям многонационального народа России.
Задачи модуля:
1. формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2. развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
3. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
4. формирование чувства любви к Родине на основе изучения культурного наследия и традиций многонационального народа России.
Сохранения культурного наследия является одним из
приоритетов государственной культурной политики России. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Проводились беседы: о русской избе и национальном костюме.
Как мы знакомим детей с правилами поведения в природе?
Мне кажется, что определенные экологические запреты абсолютно необходимы! И «обрушивать» эти запреты на дошкольника мы не будем. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны, прочувствованы, а многие и открыты самими детьми, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобную привычке говорить «спасибо» или вытирать ноги перед входом в детский сад.
Проводилась беседа: «Правила поведения в природе», рассматривание иллюстраций и обсуждение правил поведения в природе, дидактические – и сюжетно – ролевые игры, труд в природе и т. д.