Светлана Савина
Аналитическая справка по проекту «Русская зима»
▼ Скачать + Заказать документы
о проведении проекта
по развитию речи и художественной литературы
в комбинированной старшей группе «Пчёлки»
На тему: «РУССКАЯ ЗИМА»
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
25.01.21. – 05.02.21.
Проект «Русская зима» в произведениях русских писателей и поэтов.
МБДОУ д/с «Сказка» сл. Б. Орловка.
Вид проекта: исследовательски-творческий.
Участники проекта:
Публикация «Аналитическая справка по проекту „Русская зима“» размещена в разделах
• Дети средних, старших и подготовительной групп МБДОУ д/с «Сказка» сл. Б. Орловка.
• Родители воспитанников
• Сотрудники детской сельской библиотеки.
Актуальности проекта:
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.
По словам Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В связи с этим очень важно формировать у детей понимание того, что книги – наши друзья.
Необходимо не просто знакомить детей с содержанием книг, но постоянно привлекать их внимание к самим книгам, величайшим достижениям человеческого ума. Известно, что воспитание благоговейного отношения к книге необходимо начинать с самого раннего возраста, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. Замечено, что равнодушие и неуважительное отношение к книге взрослых наносит огромный вред воспитанию детей. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.
Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Поэтому перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Оптимизации работы в решении этой задачи способствует систематическое проведение «Недели детской книги», которая организуется ежегодно в нашем детском саду.
Цель проекта – Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников к книжной культуре, освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Речевое развитие».
Задачи:
- Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к художественной литературе.
- Воспитания у детей бережного отношения к книге, развитие познавательных и творческих способностей, кругозора, приобщение к миру любителей книг.
- Побудить родителей к развитию читательского интереса у детей, любви и бережного отношения к книге
В рамках проекта по развитию речи и художественной литературы «РУССКАЯ ЗИМА» в произведениях русских писателей и поэтов в МБДОУ д/с «Сказка» осуществлялась систематическая, планомерная работа педагогов и специалистов ДОУ в тесном контакте с родителями воспитанников.
В работе над проектом соблюдала принцип последовательности, создавала атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход. К работе над проектом подходила творчески, ориентируя детей на использование накопленных знаний и впечатлений.
Первый этап проекта был подготовительный. На этом этапе проекта была выявлена проблема, определена цель проекта и его основные задачи, содержание; участники проекта. Подобрала программно-методическое обеспечение по данной проблеме; наглядно-демонстрационный, раздаточный материал; изучила и проанализировала методическую литературу, интернет – ресурсы. Определила основные виды деятельности по дням недели, были назначены ответственные за проведение мероприятий, согласованна работа с общественной организацией, с коллегами других групп, продумана работа по привлечению родителей воспитанников. Разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
Второй этап основной, самый плодотворный и содержательный. Вся работа по проекту осуществлялась через образовательные области: «Речевое», «Художественно – эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, в течение недели провела интересные мероприятия для знакомства детей с произведениями русских писателей и поэтов о зиме, позволяющие детям окунуться в волшебный мир книги.
Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.
Была запланирована работа с общественной организацией – поселковой библиотекой. Библиотекарь Клименко Н. И. показала и рассказала онлайн - трансляцию из сельской библиотеки для детей ДОУ о работе библиотеки. Дети узнали об истории создания книги, о том, что библиотека – это хранилище книг, для чего она нужна. Познакомились с читальным и абонементным залом, узнали о правилах поведения в библиотеке и о правилах обращения с книгой, узнали, что означает слово «формуляр» и как записаться в библиотеку. Наталья Игоревна научила, как обыгрывать прочитанные произведения.
Методической базой в реализации проекта послужили тематические беседы:
«Здравствуй, зимушка – зима»; «Откуда идёт снег», «Почему мне нравится зима?», «Приметы зимы»; беседы по стихотворению И. Сурикова «Зима», по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»; И. И. Шишкина «Зима».
А так же знакомство с художественными произведениями русских поэтов и писателей: стихотворение Николая Некрасова «Снежок», Н. Носова «На горке»; И. Бунина «Первый снег», стихотворение В. Лисичкина «Ветерок», стихотворение «Гололед», А. А. Фет «Чудная картина, как ты мне родна».
Рассматривали иллюстрации на тему «Зимние природные явления», репродукции картин русских художников: К. Юон «Русская зима», К. Юон «Зима в лесу», Б. Кустодив «Зима», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; сюжетные картины о зиме и составляли по ним описательные рассказы. Прослушали и заучили песенки: «Зимушка», П. И. Чайковского «Зима». Времена года. Декабрь. Разучивали пословицы, поговорки, разгадывали загадки о зиме.
Знакомство продолжили через художественно – эстетическое развитие: рисование «Зима», аппликация «Заснеженный дом», лепка «Снежинки». Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев».
Играли в дидактические и подвижные игры: «Природа и человек», «Слова – Родственники»; «К своему флажку», «Северный и Южный ветер» «Льдинка, ветер и мороз», «Два мороза».
Посредством познавательно - исследовательской деятельности провели опыты и эксперименты со снегом и водой, льдом: «Из какого снега можно лепить?», «Прозрачная вода», «Определение чистоты снега».
В процессе работы по реализации проекта родители воспитанников являлись активными участниками. Помогали раздавать листовки памятки - «Роль книги в жизни дошкольников». Благодаря совместной деятельности родителей и педагогов группы пополнили домашнюю библиотеку и групповой книжный уголок художественной литературой. Работа с родителями прошла плодотворна. Хочется отметить, что родители стали намного активнее.
Изучая и сравнивая стихотворения о зиме, подвела детей к следующему выводу:
Зимняя пора в стихах русских поэтов грациозна и благодушна к спящей природе. Она задумчива и манит великолепием, словно, сама королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг, оковывает и манит своей красотой и величеством. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало, в то время как зима освободила силы ветров и морозов, заковавшие весь природный мир в ледяные оковы, словно, строки зимних стихов, околдованные красотой и очарованием русской поэзии.
Зима вдохновляла на творчество и поэтов, и художников, и композиторов. Они восхищались ею и передавали свой восторг разными способами. Композиторы – звуками, художники - красками. А поэты использовали разнообразные средства речевой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.
Так они передавали свой восторг волшебницей-зимой, вместе с которой приходят Рождество, Новый год и долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках.
Но зима не всегда радостная, она может быть холодной и суровой. Она таит в себе и таинственные, опасные стороны - лютые бури, беспощадный мороз Вероятно, поэтому иногда зимние мотивы в русской поэзии звучат тоскливо и печально. Ведь в описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его чувства. А чувства человека изменчивы, непостоянны. Ведь у природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твердость духа, выдержку.
И все же каждый из поэтов увидел в зимней природе что-то свое, особенное, дорогое ему. Из этих многочисленных образов складывается образ зимы в русской поэзии.
Третий этап работы заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и. т. д.
Итоговым мероприятием проектной деятельности стал конкурс чтецов «Русская зима».
Цель конкурса: активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников к книжной культуре, освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Речевое развитие».
По результатам конкурса чтецов мои дети заняли первое место среди воспитанников старших дошкольных групп детского сада.
Трудно себе представить жизнь без верного друга — хорошей книги. На свете существует множество книг — маленьких и больших, совсем тоненьких и толстых. Каждая из них открывает нам путь в удивительную страну. Страну, которой нет ни на одной карте мира — страну Читалию.
Работа над проектом «Русская зима» была насыщенной, интересней и разнообразной. Это проявилось во всех проводимых мероприятиях.
В результате проекта дети приобщились к книге, к художественной литературе и искусству, расширился кругозор о писателях, поэтах и художниках пишущих о зиме.
Повысилась доля детей с развитой речью. У детей повысился интерес к рассказыванию стихов, рассказов, пение песенок, рассматривание иллюстраций, дети стали более эмоциональными, любознательными. У них повысился интерес к книгам.
Пришла к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в своей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. А главное - у детей появилась потребность в семейном чтении книги и это значит, что вся проведённая работа не прошла даром.
Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, сформировались навыки сотрудничества. Проектная деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, само - развиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. Это обширный материал для знакомства с миром живой и неживой природы, основ безопасности и трудовое воспитание, творческих видах деятельности, воображении, фантазии, эмоциональной стороне.
Считаю, что все цели и задачи, поставленные в нашем проекте: работа с дошкольниками в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей успешно выполнена.
Педагоги:
Повысили свой профессиональный уровень в области работы с дошкольниками по совершенствованию знаний и практических навыков в вопросах речевого развития.
Дошкольники:
В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей, научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов, познакомились с иллюстраторами детской книги. У детей повысился уровень интереса к художественной литературе. Дети научились ремонтировать книги.
Родители:
Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.
Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Перспективы дальнейшей работы:
Цель: Воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
1. Знакомить детей с другими советскими поэтами и писателями, художниками.
2. Укрепление детско-родительских отношений.
3. Оформить выставку работ совместного творчества детей и родителей «Мои любимые книги»