Аня Грунина
Альтернативная коммуникация как средство общения воспитанников с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое общение? Какова его роль в нашей жизни? Насколько общение важно для всех нас и наших детей?
Общение - это не просто беседа, а обмен информацией, это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. В детстве мы просим маму почитать сказку, купить понравившуюся игрушку, включить любимый мультфильм.
Что делать ребенку, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов ему недоступна? Если ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить?
Публикация «Альтернативная коммуникация как средство общения воспитанников с ТМНР» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Коммуникация - это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают не только понимание, но и помогают выразить свои мысли, желания. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.
Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество коммуникаций для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, коммуникационные потребности и способность к чтению.
Альтернативная коммуникация является средством общения детей с тяжёлыми нарушениями в развитии. Дети с ТМНР – это дети с выраженными физическими, психическими, эмоциональными нарушениями в развитии или с сочетанием таких нарушений, имеющие особые образовательные потребности и нуждающиеся в особых образовательных, социальных, психологических услугах. При этом у детей с ТМНР можно отметить разный уровень сформированности речи: отсутствие речи, звукокомплексы, поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций, высказывание на уровне отдельных слов, фраз. Степень нарушения речи находится во взаимосвязи с уровнем общего психического недоразвития.
Дети с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия). Эти особенности и вызывают потребность использования АДК в обучении и в досуговой деятельности детей. Активное введение в коррекционную работу средств альтернативной коммуникации, позволяет повысить результативность в обучении.
Цель дополняющей альтернативной коммуникации - улучшение коммуникативных возможностей детей, речь которых очень тяжело понять или у которых речь совсем отсутствует. Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно; может применяться ситуативно; может рассматриваться как помощь в овладении устной речью.
Применение средств альтернативной коммуникации является чрезвычайно эффективным для "неговорящих" детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Коммуникация нужна, чтобы:
• кому-то что-то сообщить,
• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить,
• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).
Коммуникация - это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Цели использования альтернативной коммуникации:
построение функционирующей системы средствами альтернативной коммуникации для повышения самостоятельности и расширение возможностей в повседневной жизни.
Задачи:
• учить использовать визуальные средства общения;
• учить использовать паралингвистические средства общения;
• учить использовать кинестетические средства общения
• учить использовать пиктографические символы в общении.
Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:
• Принцип «от более реального к более абстрактному».
При обучении использованию графической системы символов ребёнку
сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к приме-
ру, собаки, потом - рисунок с объектом, и затем - пиктограмму.
• Принцип избыточности символов (совмещение различных систем
Коммуникации - жестов, картинок и, например, написанного слова).
Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
1. Показываем картинку «дом» и игрушку «дом»
2. Используем напечатанное слово «дом»
3. Показываем жест «дом»
• Принцип постоянной поддержки мотивации.
Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации - это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения педагогов, работающих с детьми с ТМНР, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.
• Принцип функционального использования в коммуникации.
Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.
В работе с альтернативными системами коммуникации необходимо учитывать уровень конгитивного развития воспитанника, его возможности, особенности познавательной сферы, что определяет количество и сложность вводимых символов, и потребности воспитанника.
Упражнения по альтернативным системам разделены на 9 категорий.
1. Упражнения направленные на распознавание.
Цель: научить воспитанника самостоятельно или с помощью взрослого возможным для него вербальными или невербальными средствами адекватно прореагировать на воспринимаемые и называемые конкретные предметы и абстрактные понятия.
2. Упражнения на воспроизведение.
Цель: формирование умение вербально или невербально обозначить несколько или все основные элементы воспринимаемого или называемого изображения.
3. Упражнения на развитие ассоциаций.
Цель: формирование умения воспитанника спонтанно или по указанию осуществить или выразить простую и соответствующую связь между двумя имеющимися или изображенными предметами.
4. Упражнения на классификацию.
Цель: формирование умения объединить 2 или более предметов согласно предложенному или самостоятельно выбранному критерию.
5. Упражнения на приведение в соответствие.
Цель: самостоятельное или с помощью взрослого нахождение и исправление допущенных ошибок и неточностей.
6. Упражнения выбора.
Цель: спонтанно или по инструкции научить воспитанника выбирать из массы пиктограмм необходимые символы, которые позволят дополнить смысл фразы, рассказа.
7. Упражнения на анализ и синтез.
Цель: обучение воспитанника объединять различные символы в единое выражение.
8. Упражнения на сериацию.
Цель: научить воспитанника спонтанно или по инструкции, имея серии перемешанных пиктограмм, размещать их в порядке логической последовательности.
9. Упражнения на изобретение.
Цель: имея несколько пиктограмм, воспитанник должен выразить свою мысль, добавив отсутствующий символ, изобретая его.
В коррекционной работе с детьми со множественными и тяжелыми нарушениями развития используются следующие альтернативные коммуникации:
1. Пиктограммы.
2. Леб – система.
3. Голландская система.
4. Блисс – система.
5. Говорящая книга.
6. Пооперационные карты.
1. Пиктограмма – это устойчивое обозначение какого-либо предмета, события, действия, явления с помощью условных знаков. В данном случае используются черно-белые изображения, заменяющие слова.
Предлагается комплект пиктограмм. Новые карточки можно создавать, видоизменяя данные, в том направлении, которое требуется в коррекционно-развивающей работе. Можно придумывать совершенно новые пиктограммы, лишь бы они были понятны детям и соответствовали общей идее и стилю данных пиктограмм.
2. Леб – система: Система охватывает 60 символов (пиктограмм) и с напечатанными под рисунками значениями слов. Может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Система состоит из символов, разделенных на 10 групп: общие знаки взаимопонимания; слова, обозначающие качество; сообщение о состоянии здоровья; посуда, продукты питания; предметы домашнего обихода; личная гигиена; игры и занятия; религия; чувства; работа и отдых.
3. Голландская коммуникативная система.
Используются картинки – символы по разным темам. Дети учатся составлять предложения с помощью символов. Наиболее эффективно - использовать карточки для обозначения дейтсвий во время занятий (Дима рисует, Саша клеет, а также мини-бытовых событий (Саша ест. Кошка спит).
4. Блисс - семантическая языковая система, способная замещать любой другой естественный язык. Алфавитом служат не буквы, а определенное количество графических базовых символов, представляющих значения, которые легко запомнить даже ребёнку.
5. «Говорящая книга».
Коммуникационная система обмена изображениями (PECS). В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).
Основные преимущества использования системы РЕСS:
1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить воспитанника проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3. С помощью РЕСS общение для воспитанника с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
6. Пооперационные карты. (Условные обозначения).
Пооперационные карты – это карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую нужную последовательность действий воспитанника при сборах на прогулку, при сервировке стола, при ручной стирке вещей, при приготовлении блюд и т. д.
Таким образом, использование средств альтернативной коммуникации расширяет возможность общения детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения, с окружающими, обеспечивает состояние психологического комфорта, нормализует их поведение, позволяет достичь полной или частичной социальной независимости.