Ольга Зехина
Опыт работы «Альтернативная коммуникация. Система PECS»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию наш опыт работы.
Часто при работе с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями педагоги сталкиваются с отсутствием у детей речи. Бывает и так, что у ребёнка есть речь в виде слов, которые он умеет произносить, но общения всё равно нет. Ребёнок не понимает, что за слова он говорит, не умеет строить предложения из этих слов, да и просто не обращается к окружающим. Тем не менее, это не означает что данная категория детей не имеет желания и потребности общаться.
Работая с детьми с интеллектуальными нарушениями, мы стремимся привести их к бытовой и социальной адаптации, но данная задача недостижима без овладения ребёнком навыками общения. Всегда ли общение это исключительно речь?
Мы поставили себе задачу поиска систем, направленных на обучение «неговорящего» ребёнка с интеллектуальными нарушениями целенаправленному общению при помощи альтернативной коммуникации.
Из имеющихся на сегодняшний день систем альтернативной коммуникации мы выбрали и начали работу по системе обмена изображениями PECS.
Система PECS –это способ обучения ребёнка общению с применением изображений (карточек, при этом изображения можно изготовить свои, такие, какие в каждом конкретном случае подходят. Основная идея системы в том, что мотивация для общения в виде материальных стимулов предшествует физической речевой деятельности.
Есть сторонники данной системы, есть и противники, но практика педагогов, ежедневно сталкивающихся с проблемами детей, которые не услышаны, не поняты, а от этого тревожны, агрессивны, показывает, что система работает и приносит свои результаты, а именно: у детей с интеллектуальными нарушениями развиваются навыки общения, снижается тревога, а как следствие уменьшается количество случаев нежелательного поведения (такого как агрессия, самоагрессия.
Что же необходимо учесть перед началом работы по системе PECS? Важно обеспечить следующие условия: они представлены вашему вниманию на слайде.
Перед началом работы по системе PECS мы изучили литературу, прошли обучение на курсах повышения квалификации по данному направлению и составили план работы, который включал этапы, также представленные на слайде.
В настоящее время в работе по системе у нас 5 детей. Из них 3 ребёнка с умеренной степенью УО.
Первое, что мы сделали-это провели диагностику, составили списки предпочтений и изготовили карточки с изображением мотивационных стимулов для каждого ребёнка. Стимулами могли служить предметы, которые находились в поле зрения ребёнка, но не в доступе.
Для того, чтобы получить желаемый предмет (повторимся-мощный стимул, ребёнку нужно было дать в руку взрослому карточку, проще говоря обменять карточку на предмет.
Таким образом наши дети стали учиться обращаться к взрослому.
Работа по системе PECS (пэкс) строилась поэтапно. Сначала шло обучение использованию карточек.
Учитель-дефектолог работал с обучающимся в паре с воспитателем. При этом учитель-дефектолог выступал в роли Собеседника для ребёнка, а воспитатель в роли Помощника ребёнка.
Собеседник держал в руках предмет, а Помощник, увидев, что ребёнок проявил стремление получить данный предмет, физически помогал взять карточку и обменять её на предмет.
Собеседник в свою очередь в момент обмена называл предмет одним словом.
Таких «учебных» ситуаций мы стремились создавать в течение дня как можно больше.
При этом и Собеседник и Помощник всегда соблюдали свои обязанности. Это важно и мы стремились работать без ошибок.
Следующим этапом работы стало обучение различению карточек. Если на первом этапе всегда была только одна карточка и при этом на ней могло быть ничего не изображено, то постепенно мы учили различать карточки, дифференцировать их.
Итак, мы изготовили коммуникативные альбомы, постепенно добавляли в них карточки и даже стали организовывать карточки в альбомах по разделам: «Игрушки», «Еда», «Действия».
Дальше, согласно системе PECS мы приступили к третьему этапу-этапу освоения навыка использования карточек. Мы уже не работали за столом, а постепенно увеличивали расстояние между обучающимся и Cобеседником. Побуждали ребёнка проявлять настойчивость в стремлении обменять карточку.
Активную практическую работу по системе мы начали с декабря 2023 года и в данный момент с некоторыми обучающимися мы как раз находимся на данном этапе. Мы не скроем, что работа кропотливая, но одновременно интересная, и считаем, что в нашем случае, с нашими детьми она оправдана.
Часть карточек является базовыми, и они одинаковы для всех детей группы. Например, карточки «Я хочу», «Помоги».
Другая часть карточек подбирается индивидуально: это изображения предметов-стимулов или карточки с мотивационными действиями «Качаться», «Щекотать», «Кружить» и другие.
Есть дети, с которыми мы продвинулись дальше 3 этапа и находимся на этапе обучения составления шаблона простейшего предложения с использованием базовой карточки «Я хочу» и одной мотивационной карточки.
Заканчивая выступление, хочется рассказать какие же у нас перспективы и что мы делаем ещё, используя систему PECS?
Мы структурируем среду, используя разнообразные социально-бытовые подсказки, визуальное расписание дня, визуальное расписание индивидуальных занятий.
У нас появились первые успехи.
• Появилась инициатива общения со стороны детей
• У детей снизилась тревожность
• Значительно снизилось количество проявлений социально неодобряемого поведения
• Идёт улучшение социального поведения
• Начались положительные сдвиги в речевом развитии
А что же ещё дальше?
Осваивать систему, а именно:
• Осваивать с обучающимися слова-свойства предметов
• Расширять поле использования карточек
• Осваивать с обучающимися стратегию «Просьба, как ответ на вопрос»
• Создавать условия для обучения комментированию.
Спасибо за Ваше внимание!