Приложение МААМ

Опыт работы «Альтернативная коммуникация. Система PECS»

Ольга Зехина
Опыт работы «Альтернативная коммуникация. Система PECS»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию наш опыт работы.

Часто при работе с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями педагоги сталкиваются с отсутствием у детей речи. Бывает и так, что у ребёнка есть речь в виде слов, которые он умеет произносить, но общения всё равно нет. Ребёнок не понимает, что за слова он говорит, не умеет строить предложения из этих слов, да и просто не обращается к окружающим. Тем не менее, это не означает что данная категория детей не имеет желания и потребности общаться.

Работая с детьми с интеллектуальными нарушениями, мы стремимся привести их к бытовой и социальной адаптации, но данная задача недостижима без овладения ребёнком навыками общения. Всегда ли общение это исключительно речь?

Мы поставили себе задачу поиска систем, направленных на обучение «неговорящего» ребёнка с интеллектуальными нарушениями целенаправленному общению при помощи альтернативной коммуникации.

Из имеющихся на сегодняшний день систем альтернативной коммуникации мы выбрали и начали работу по системе обмена изображениями PECS.

Система PECS –это способ обучения ребёнка общению с применением изображений (карточек, при этом изображения можно изготовить свои, такие, какие в каждом конкретном случае подходят. Основная идея системы в том, что мотивация для общения в виде материальных стимулов предшествует физической речевой деятельности.

Есть сторонники данной системы, есть и противники, но практика педагогов, ежедневно сталкивающихся с проблемами детей, которые не услышаны, не поняты, а от этого тревожны, агрессивны, показывает, что система работает и приносит свои результаты, а именно: у детей с интеллектуальными нарушениями развиваются навыки общения, снижается тревога, а как следствие уменьшается количество случаев нежелательного поведения (такого как агрессия, самоагрессия.

Что же необходимо учесть перед началом работы по системе PECS? Важно обеспечить следующие условия: они представлены вашему вниманию на слайде.

Перед началом работы по системе PECS мы изучили литературу, прошли обучение на курсах повышения квалификации по данному направлению и составили план работы, который включал этапы, также представленные на слайде.

В настоящее время в работе по системе у нас 5 детей. Из них 3 ребёнка с умеренной степенью УО.

Первое, что мы сделали-это провели диагностику, составили списки предпочтений и изготовили карточки с изображением мотивационных стимулов для каждого ребёнка. Стимулами могли служить предметы, которые находились в поле зрения ребёнка, но не в доступе.

Для того, чтобы получить желаемый предмет (повторимся-мощный стимул, ребёнку нужно было дать в руку взрослому карточку, проще говоря обменять карточку на предмет.

Таким образом наши дети стали учиться обращаться к взрослому.

Работа по системе PECS (пэкс) строилась поэтапно. Сначала шло обучение использованию карточек.

Учитель-дефектолог работал с обучающимся в паре с воспитателем. При этом учитель-дефектолог выступал в роли Собеседника для ребёнка, а воспитатель в роли Помощника ребёнка.

Собеседник держал в руках предмет, а Помощник, увидев, что ребёнок проявил стремление получить данный предмет, физически помогал взять карточку и обменять её на предмет.

Собеседник в свою очередь в момент обмена называл предмет одним словом.

Таких «учебных» ситуаций мы стремились создавать в течение дня как можно больше.

При этом и Собеседник и Помощник всегда соблюдали свои обязанности. Это важно и мы стремились работать без ошибок.

Следующим этапом работы стало обучение различению карточек. Если на первом этапе всегда была только одна карточка и при этом на ней могло быть ничего не изображено, то постепенно мы учили различать карточки, дифференцировать их.

Итак, мы изготовили коммуникативные альбомы, постепенно добавляли в них карточки и даже стали организовывать карточки в альбомах по разделам: «Игрушки», «Еда», «Действия».

Дальше, согласно системе PECS мы приступили к третьему этапу-этапу освоения навыка использования карточек. Мы уже не работали за столом, а постепенно увеличивали расстояние между обучающимся и Cобеседником. Побуждали ребёнка проявлять настойчивость в стремлении обменять карточку.

Активную практическую работу по системе мы начали с декабря 2023 года и в данный момент с некоторыми обучающимися мы как раз находимся на данном этапе. Мы не скроем, что работа кропотливая, но одновременно интересная, и считаем, что в нашем случае, с нашими детьми она оправдана.

Часть карточек является базовыми, и они одинаковы для всех детей группы. Например, карточки «Я хочу», «Помоги».

Другая часть карточек подбирается индивидуально: это изображения предметов-стимулов или карточки с мотивационными действиями «Качаться», «Щекотать», «Кружить» и другие.

Есть дети, с которыми мы продвинулись дальше 3 этапа и находимся на этапе обучения составления шаблона простейшего предложения с использованием базовой карточки «Я хочу» и одной мотивационной карточки.

Заканчивая выступление, хочется рассказать какие же у нас перспективы и что мы делаем ещё, используя систему PECS?

Мы структурируем среду, используя разнообразные социально-бытовые подсказки, визуальное расписание дня, визуальное расписание индивидуальных занятий.

У нас появились первые успехи.

• Появилась инициатива общения со стороны детей

• У детей снизилась тревожность

• Значительно снизилось количество проявлений социально неодобряемого поведения

• Идёт улучшение социального поведения

• Начались положительные сдвиги в речевом развитии

А что же ещё дальше?

Осваивать систему, а именно:

• Осваивать с обучающимися слова-свойства предметов

• Расширять поле использования карточек

• Осваивать с обучающимися стратегию «Просьба, как ответ на вопрос»

• Создавать условия для обучения комментированию.

Спасибо за Ваше внимание!

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Альтернативная коммуникация. Система PECS»
Опубликовано: 10 января 2025 в 20:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Альтернативная коммуникация. Система PECS»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зехина (УИ 2646082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД