Елена Марголис
Алгоритм сопровождения дошкольников с проблемами поведения в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»
Алгоритм сопровождения дошкольников
с проблемами поведения
в условиях ДОУ.
Педагог – психолог
Марголис Елена Николаевна.
Березовский
2018
Алгоритм сопровождения дошкольников с проблемами поведения
в условиях ДОУ.
Публикация «Алгоритм сопровождения дошкольников с проблемами поведения в условиях ДОУ» размещена в разделах
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понимать причины так называемого проблемного поведения ребенка. Давайте подробнее остановиться на психоневрологическом диагнозе, который зачастую является причиной поведенческих отклонений – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношении с окружающими людьми и в итоге – заниженной самооценки.
«Дефицит внимания», «гиперактивный ребенок», «ребенок с коротким фитилем», «непоседа», - это всего лишь часть имен и наименований, имеющих отношение к расстройству, от которого страдают миллионы людей.
Что это такое? Это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями. Количество таких детей неуклонно растет.
Дошкольное учреждение является основным образовательным полем для детей с различными нарушениями в психическом развитии. Следовательно, необходима тщательная работа с детьми. Возможным для детского сада являются некоторые компоненты психолого-педагогической помощи.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В ДОУ:
1. Проводить диагностические исследования детей с целью раннего выявления для оптимального подбора учебных программ и организации условий обучения и воспитания (с согласия родителей).
2. Регулярно проводить просветительскую и профилактическую работу с родителями и воспитателями с целью повышения уровня их компетентности в вопросах, связанных с особенностями обучения и воспитания детей.
3. Координировать действия родителей, воспитателей и специалистов ДОУ для осуществления комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей.
4. Оказывать консультативную помощь родителям и воспитателям по вопросам обучения и воспитания детей.
АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ.
1. Способствовать обучению ребенка по оптимальной для него программе.
2. Хорошо знать и учитывать в педагогической деятельности особенности развития ребенка. Воспитателю важно понимать ребенка: его что-то беспокоит и поэтому он ведет себя так не нарочно, ведь иначе он не может. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять. Воспитатель должен осознавать разницу между интеллектуальным потенциалом ребенка и его наличными возможностями в реализации потенциала. Необходимо верить в ребенка, не считать отсутствие стабильности в работоспособности признаком отсутствия способностей к обучению.
3. Внимательно следить за динамикой проявлений в поведении у ребенка различного рода истерик, обид, криков и агрессии. При необходимости рекомендовать консультацию психолога, врача.
4. Поддерживать постоянный контакт с психологом, в целях обеспечения оптимальных условий для обучения и воспитания ребенка.
5. Поддерживать постоянный контроль с родителями, держать их в курсе дел.
6. Создавать спокойную, доброжелательную атмосферу сотрудничества.
7. Не требовать от детей идеального соблюдения дисциплины. Не допуская грубых нарушений ее, позволять детям отдельные вольности: например, какую-то часть времени работать стоя или сидя, с подогнутой под себя ногой. Не путать проявления болезни и невоспитанности.
8. В обязательном порядке проводить физкультминутки или релаксационные паузы не позднее чем через 15-20 минут от начала занятия.
9. Находить возможности для детей проявить во время занятия двигательную активность, отдохнуть.
10. Обязательно предоставлять возможность для активного отдыха не только детям с «проблемами поведения», но и всей группе. Такие дети успевают так набегаться, что потом от перевозбуждения долго не могут включиться в работу.
Если во время занятия воспитатель видит, что ребенок «отключился», лучше дать ему некоторое время на отдых.
11. По возможности уделять детям дополнительное внимание.
Не стоит ставить в пример такому ребенку успехи других, более усидчивых и работоспособных детей.
12. При подборе педагогических технологий и методик желательно развивать мелкую моторику (раскрашивание, лепка, аппликация и пр.)
13. В работе с детьми необходимо быть умеренным в использовании яркой эмоциональной информации, красочных наглядных примеров, так как в памяти детей может остаться лишь эта дополнительная информация.
14. Уделять больше внимания в развитии интеллекта, кругозора детей, обходя дефектные функции.
15. При построении алгоритма занятия рекомендуется многократное повторение с целью прочного закрепления материала.
При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:
- концентрировать внимание;
- доводить начатое до конца;
- контролировать свои движения;
- снимать мышечное напряжение;
- контролировать свои эмоциональные проявления;
- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
В работе воспитателя,а так же с родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Начало работы заключается6
в объяснении причин поведения на основе сбора анмнеза. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гипеактивног ребенка не дейсвуют. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами.
детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д., так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.
система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно управляемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.
важно обратить внимание родителей и воспитателя на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «можно бегать по улице», чем «прекрати беготню»! Но еще более эффективно – включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло [3,10].
чтобы ребенок мог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.
гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространсвенной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможеннсти и отсутствии произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т. д. В групповой комнате или в ДОУ должно быть пространство для активного отдыха детей.
при организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировал в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включение физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снимет работоспособность и уровень усвоения материала. Занятия постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действие спокойным голосом. Главное – сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом [7].
Коррекционное воздействие психолога на ребенка с проблемным поведением должно включать следующие приемы и технологии:
1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
2. Обучение самомассажу.
3. Игры для развития быстроты реакции, координации движения.
4. Игры для развития тактильного взаимодействия.
5. Пальчиковые игры.
6. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
7. Психогимнастические этюды для обучения понимания и выражения эмоционального состояния.
8. Работу с глиной, водой и песком.
Коррекционную работу боле эффективно строить поэтапно:
- индивидуальная;
- парная;
- подгрупповая [7].
Вывод: Таким образом, дети, с проблемным поведением, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.
Дети требуют индивидуальный подход. Однако недостаточно оказывать психологическую поддержку ребенку, необходимо организовать его психологическое сопровождение. Оно реализуется:
o в продуманной организации жизни детей в ДОУ;
o в поддержке воспитателя;
o в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоциональное и личностное развитие детей;
o в поддержке их семей и координации взаимодействия родителей со специалистами.
Список литературы
1. Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [Текст] /И. Л. Арцишевская. – 2-е изд. доп., - М. : Книголюб, 2005. – 64 с.
2. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок [Текст] / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М., 2001.
3. Лютова, Е. К. Шпаргалка для родителей [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. СПб., 2002.
4. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т. Д. Марциновской. – М., 2000.
5. Павлова, М. Гиперактивный ребенок / М. Павлова // Дошкольное образование. – 2002. - № 11 (83). – С 36.
6. Пасечник, Л. В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте [Текст] / Л. В. Пасечник. – М. : ТЦ Сфера. 2007. – С 112.
7. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера. – 2005. С 128.
8. Тутушкина, М. К. Психологоческая помощь и консультирование в практической психологии [Текст]; под ред. М. К. Тутушкиной. – СПб., 2001.
9. Хухлаева, О. Работа психолога с родителями: концепция и психология / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006. - № 23. – С. 39 – 45.
10. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова. Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – С 384.