Марина Столярова
Деловая игра для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Гендерный подход в образовательном процессе ДОУ»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам гендерного воспитания детей.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тема деловой игры «Гендерный подход в образовательном процессе ДОУ» но прежде чем начать игру давайте с вами поздороваемся. Но так, чтобы от нашего приветствия поднялось настроение. Давайте нарядимся, одна команда наденет бантики - это девочки, а другая галстуки, это у нас будут мальчики. Образуем два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). С началом музыки оба круга начинают движение в противоположные стороны. По хлопку вы должны объединиться в пару и поздороваться, но так, как вам будет подсказано (коленками, щечками, спинками, локтями, носиками). Здороваться каждый раз нужно с другим человеком.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Первый этап - введение в проблему.
1. Дошкольный возраст - это время не только для формирования способностей, приобретения качеств, познания окружающего мира, это время, когда ребенок осознает себя мальчиком или девочкой. Период дошкольного детства — это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
2. Анализ массовой практики показывает, что педагоги часто испытывают трудности в организации образовательного процесса с учетом гендерных особенностей. Так, например, в образовательной деятельности в глазах воспитателя, девочки выгладят более знающими и умеющими, больше получают положительных отметок. Мальчики любят дружеские потасовки, подвижные игры, а воспитатели воспринимают это как нарушение дисциплины, резко прерывают такие игры.
3. Трудности связаны в первую очередь с тем, что в программном обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности.
Также стратегия обучения, формы и методы работы, применяемые в детском саду, чаще рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины.
4. В психологической науке появилась новая отрасль - гендерная психология, которая и рассматривает подобные проблемы, а также пути их решения. Особую актуальность для нас, педагогов, данная проблема приобрела в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предлагается решение следующей задачи: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Мы сегодня попытаемся ответить на главный вопрос: как обеспечить гендерный подход в образовательном процессе?
Игра «Ассоциации». Назовите любое слово, которое ассоциируется у вас со словом «мальчик», «девочка» (игрушка)
Второй этап.
Мужчина и женщина - как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир, педагоги должны знать основные отличительные особенности мальчиков и девочек
Практическое задание «Мальчик или девочка?»
Педагогам предлагается по описанию, определить, кому же они принадлежат и разделить на 2 части: что принадлежит мальчикам, а что - девочкам.
ДЕВОЧКА МАЛЬЧИК
Рождаются более зрелыми на 3-4 недели Начинают ходить на 2-3 месяца позже
Чувствительны к шуму Начинают говорить на 4-6 месяцев позже
Больше развита чувствительность кожи Более подвижны
Раскладывают игрушки возле себя Трудновоспитуемы
Смотрит при ответе на вопрос в глаза Более возбудимы
Вопросы задаются для установления контактов При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает
Всё надо объяснять конкретно Вопросы задаются конкретно, для получения информации
Лучше развиты беглость речи и скорость чтения Более раздражительны
Мозг готов к ответу на любую неприятность Лучше решают задачи, кроссворды
Третий этап.
Сказки играют огромную роль в формировании гендерной принадлежности современного ребенка, его представлений о семейных отношениях, о типично женских, типично мужских эталонах поведения в культуре, об особенностях взаимоотношения полов.
Задание: Перед вами на столе лежат иллюстрации к сказкам. Я буду называть, на что направлено содержание сказки в гендерном отношении, а вы будете поднимать те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют данной характеристике сказки, в которых образцом для подражания становится – «красна девица», для мальчиков – «добрый молодец».
Сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна Лягушка», «Финист ясный сокол».
Сказки, в которых будущие девочки учатся создавать вокруг себя комфортную среду, проявляют себя мастерицами.
Сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозка», «Царевна Лягушка», «Федорино горе», «Золушка».
Сказки, в которых вырабатывается способность сопереживать, сострадать, защищать.
Сказки: «Русалочка», «Иван – крестьянский сын и Чудо - Юдо», «Крошечка – Хаврошечка», «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин. «Стойкий оловянный солдатик» Г. Х. Андерсон.
Сказки, которые учат уважительным отношениям между женщинами и мужчинами (девочками и мальчиками)»
Сказки: «Цветик-семицветик» В. П. Катаев, «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин. «Стойкий оловянный солдатик» Г. Х. Андерсон
Четвертый этап.
Необходимо знать и понимать гендерные различия в поведении детей и учитывать их в организации разных видов деятельности, а также приобщать дошкольников к усвоению мальчиками и девочками мужских и женских ролей в образовательной деятельности. При этом должны использоваться такие формы и методы работы с детьми, которые позволяют им максимально проявлять себя представителями того или иного пола.
Задание - в течение 2 минут написать как, каким способом в данном виде деятельности вы осуществляете гендерное воспитание девочек, мальчиков?
Можно используются слова рисунки, картинки, выделения цветом. Могут быть включены цитаты, иллюстрации, примеры.
Презентация результатов.
Пятый этап.
- рефлексия участников деловой игры.
Уважаемые коллеги, в преддверии Нового года, предлагаю Вам украсить елочку, оценив нашу работу на деловой игре.
- Если, представленная информация была для Вас актуальной, то украсьте елочку красным шариком.
- Если информация была интересной и полезной, то украсьте елочку зеленым шариком.
- Если вы владеете данной информацией в достаточном объеме, то украсьте елочку желтым шариком.
Желаю вам творческих успехов в работе!
Список литературы:
Баранников Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений – М. : ТЦ Сфера, 2012г.
Еремеева В. Д., Хризма Т. П. «Девчонки и мальчишки – два разных мира». – М. : Линка-пресс, 1998г.
КлиминаЛ. В. Гендерный подход к образованию дошкольников. – Дошкольная педагогика : Детство-пресс, №3, 2012г.