Мария Карманова
Алгоритм постановки свистящих звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм работы на этапе постановки свистящих звуков
НАЗ ДПЗ ПНП АГ СПЗ ИПЗ
Звук (С)
Звук твердый, глухой, согласный; щелевой, язычно-зубный, по месту резонирования – ротовой.
Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке; зубы сближены на расстоянии 1мм; кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя направляется к резцам; боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов; небная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так как образует препятствие для выдоха воздуха через нос; голосовые связки разомкнуты; воздушная струя узкая, холодная, сильная. Отсутствие звука : Аномалии в строении: прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, редкие зубы; нарушение фонематического слуха. Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка», «Оскал».
Публикация «Алгоритм постановки свистящих звуков» размещена в разделах
Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Трубочка».
Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», «Султанчики». По подражанию: перед зеркалом показываем ребенку правильную артикуляцию звука «С». Просим ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок» (сильную воздушную струю) – слышится звук «С».
От исходного «И» : просим ребенка произнести звук «И», сблизить зубы, «выключить» голос и пропустить по языку сильную воздушную струю.
«Как течет водичка», «Насос», «В чайнике кипит вода».
Межзубный сигматиз:
Кончик языка находится между верхними и нижними резцами. Воздушная струя слабая, рассеянная. Прямой открытый прикус, вялость кончика языка, аденоидные разращения, макроглосия, отсутствие резцов. Упражнения для губ: «Заборчик», «Оскал».
Упражнения для языка: «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Желобок», «Трубочка».
Упражнения для выработки воздушной струи: «Сдуй ватку», «Загони мяч в ворота». От исходного «И». «Летит большой и маленький самолет», «Шарик лопнул», «Холодный ветерок».
Боковой сигматизм:
Кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук. Может быть односторонним и двусторонним.
Боковой открытый прикус, наличие стертой формы дизартрии, парез мышц языка, макроглосия. Упражнения для укрепления боковых краев языка: «Желобок», «Трубочка».
Упражнения для выработки воздушной струи: «Сдуй ватку», «Султанчики», «Дуй в трубочку».
Упражнения для языка: «Качели», «Вкусное варенье», «Лопаточка», «Маляр», «Горка» - для правильной артикуляции. Поэтапный способ постановки звука (По Рау). 4 этапа:
1 этап: выработка широкого распластанного языка;
2 этап: зажимание языка между зубами и пускание воздушной струи;
3 этап: закрепляем межзубное произношение:
кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка;
4 этап: формирование за зубного произношения ( механизм: язык ставится за зубы). «Сдувается шарик», «Холодный ветерок», «Прокололи колесо».
Носовой сигматизм:
Корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое не смыкается с задней стенкой глотки, передняя часть языка не участвует, а воздушная струя уходит в носовую полость. Слышится звук, похожий на Х, но с гнусавым оттенком.
Короткий маленький язычок; отсутствие или раздвоение маленького язычка; повышенный мышечный тонус языка; напряжение задней части спинки языка.
Дифференциация дыхания: ( носовое - ротовое: вдох носом - выдох ртом и наоборот, только ртом - только носом).
Упражнение для языка:
«Шарик», «Футбол» (для продвижения языка вперёд, «Лопаточка», «Иголочка», «Змейка»
Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Буря в стакане», «Задувание свечки», «Кто дальше загонит мяч».
Поэтапный способ постановки звука (По Рау). 4 этапа:
1 этап: выработка широкого распластанного языка;
2 этап: зажимание языка между зубами и пускание воздушной струи;
3 этап: закрепляем межзубное произношение:
кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка;
4 этап: формирование за зубного произношения ( механизм: язык ставится за зубы). «Сушим белье», «Подул сильный ветер».
Губно-зубной парасигматизм:
Произносятся подобно звукам «Ф» и «В» («фушка» «кофынка», «вабор»). Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука «С». Вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух. Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Органические факторы (прогнатия - дефект прикуса; большие губы и зубы).
Нарушение фонематического слуха.
Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (с-ф).
Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ф] (правильная артикуляция звуков).
Опускание и поднимание нижней губы.
Упражнения для губ: чередование
«Оскал» и «Рупор» (отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке).
Упражнения для языка:
«Желобок» (укрепление боковых краёв языка, «Лопаточка», «Горка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели».
Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиками», со снежинками, с бабочками, с листиками и т. д., подвешенными на нитке. Разложение артикуляции.
От исходного «И». «Чья песенка?» (ветерок поет с-с-с, ежик поет ф-ф-ф).
Призубный парасигматизм:
Кончик языка упирается в края верхних резцов, боковые края примыкают к верхним коренным зубам. Воздушная струя – толчкообразная. Вместо звуков «C», «З» слышатся звуки «Т» и «Д», например: суп — «туп», фасоль – «фатоль», самолет – «тамолет».
Закрытый прикус.
Недостаточно сформирован артикуляционный уклад.
Нарушение фонематического слуха.
Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (с-т).
Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [т] (правильная артикуляция звуков).
Упражнения для губ:
«Оскал» (отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке, «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка».
Упражнение для языка:
«Лопаточка» (умение удерживать язык широким, распластанным, «Накажем непослушный язычок», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Желобок» (укрепление боковых краёв языка, «Горка».
Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиками», со снежинками, с бабочками, с листиками и т. д., подвешенными на нитке. От исходного «И». «Веселый ручеек».
Шипящий парасигматизм свистящих :
Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Кончик языка поднят к альвеолам, спинка резко выгнута по направлению к твердому небу, боковые края языка прилегают к коренным зубам, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное «Ш» или «Ж» : собака – «шябака», замок – «жямок». Нарушение фонематического слуха.
Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (с-ш).
Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ш] (правильная артикуляция звуков)
Упражнение для губ: «Заборчик», чередование «Улыбочка» - «Трубочка».
Упражнение для языка:
«Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Горка».
Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Забей мяч в ворота», «Султанчики», «Чей мяч улетит дальше». От исходного «И». «Загадка про ветерок», «Сказка про ветерок».