Приложение МААМ

Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников

Гладилина Татьяна Сергеевна
Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Задача «обогащение активного словаря» в образовательной области «Речевое развитие» традиционно включает в себя несколько этапов педагогической деятельности :

I этап — обогащение словаря. На данном этапе предполагается расширение запаса слов детей в процессе ознакомления с окружающей действительностью. Обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Особенность этого этапа заключается в многократном повторении слов с целью запоминания при помощи дидактических игр и лексических упражнений.

Публикация «Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников» размещена в разделах

II этап — закрепление и уточнение словарного запаса. В процессе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира дошкольников знакомят с особенностями предметов, их признаками, качествами и действиями с ними.

Занятия должны строиться на основе наглядного материала, максимально приближенного к ребенку. Специфика этого этапа заключается в организация активных обследовательских действий детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств и отношений.

III этап — активизация словаря и работа над смысловой стороной слова. Как известно, пассивный словарь — это слова, которые ребенок понимает, но самостоятельно не употребляет по разным причинам (например, не было соответствующей речевой ситуации или не развит механизм поиска слов). Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и сам употребляет.

На этапе активизации словаря у дошкольников формируется умение переводить слова из пассивного словаря в активный, осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетать в предложении новые слова с уже знакомыми.

На этом этапе происходит усвоение слова как единицы языка на уровне смысла. Детей необходимо подводить к пониманию того, что каждый предмет имеет свое название, каждое слово что-то обозначает. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Чем больше в словаре ребенка синонимов и антонимов, тем богаче выразительные возможности языка.

Формы организации образовательной деятельности по обогащению активного словаря :

— наблюдение. Используется при осмотре помещений детского сада, экскурсиях, рассматривании предметов или объектов (посуды, одежды, овощей, растений и т. п., наблюдениях за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т. п.).

Например, во время наблюдения за природой можно использовать такие речевые игры и упражнения:

1. «Назовите части дерева».

2. «Какие птицы прилетели на участок?» (Ворона). Какая ворона? (Большая, любопытная, смелая). Что делает ворона? (Ходит, каркает, прыгает, ищет еду).

3. «Назови семью вороны» (Папа-ворон, мама — ворона, дети – воронята).

4. «Назови, что умеет делать кошка».

5. «У кого? У чего?» (Веточка – у дерева; лапка – у птички, у кошки).

— организация активных обследовательских действий детей при ознакомлении с особенностями предметов, направленных на вычленение частей, качеств, свойств. Например, песок – сухой, мокрый, сыпучий; дождь – проливной, мелкий, редкий и др.

— лексические упражнения. Например, «Слова – обобщения», «Назови одним словом».

— творческие задания. Например, «Как сказать по-другому».

— работа с предметными картинками. Необходимо перечислить и описать качества и особенности изображенного объекта.

— ознакомление с окружающей действительностью посредством использования художественной литературы. Например, обнаружение в тексте образных слов и выражений.

Публикации по теме:

Алгоритм НОД «Моя Семья»Алгоритм НОД «Моя Семья» Алгоритм НОД "Моя Семья" /старшая группа/ Цель: продолжать знакомить детей с понятием "семья". Задачи: 1. Образовательная: Закрепить.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-классДидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-класс В развитии словаря у детей дошкольного возраста определяют две стороны: развитие количественного роста слов - это то, количество слов,.

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фоторепортаж «Центр активного отдыха»Фоторепортаж «Центр активного отдыха» Остаётся не так уж много времени, чтобы порадоваться и насладиться зимними забавами и увлечениями. Успеть, в последние морозно-весенние.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Примерный алгоритм самоанализа НОД Самоанализ непрерывной образовательной деятельности – это общая оценка НОД, характеризующая решение поставленных целей и задач, их реализацию.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Развитие пространственного словаря у дошкольников во время игрыРазвитие пространственного словаря у дошкольников во время игры Процесс развития пространственного мышления у дошкольников наполнен различными словами, обозначающими положение предмета относительно ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников
Опубликовано: 28 июня 2023 в 18:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Гладилина Татьяна Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД